Нему автора? «Полтава»?
2. Какое значение имела Полтавская битва в истории русского
народа? Проследите, с каким чувством из какой последователь
пости А. С. Пушкин рассказывает о борьбе русского народа за
свою свободу, честь и национальную независимость. Составьте
цитатный план, передающий развитие событий.
3. Прочитайте описание начала Полтавской битвы. Как поэт
изображает первое столкновение русских войск со шведами? По-
думайте, почему Пушкин сначала называет шведов «сыны люби-
ные победы». Как вы понимаете строки:
Тесним мы шведор рать за ратью,
Темнеет слава их знамен.
4. Найдите и прочитайте строки, посвященные Петру I и Кар-
лу XII. Что выделяет поэт в сравнительных портретах, поступ-
ках и настроениях двух полководцев? Чем вызваны различия в
изображении Петра I и Карла XII?
Б. Дайте характеристику образа Мазепы (внешний впд, поступки
и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение к
6. Какие нравственные проблемы раскрываются автором в поэмо
7. Выпишите из текста поэмы по пять сравнений, огитотор, мета-
фор. Как вы думаете, с какой целью использованы эти изобрази-
тельные средства в речи?
8. Найдите ошсание украинского пейзажа. Определито его роль
в поэмге,
9. Рассмотрите рисунок на стр 67. Какие черты характера Петра І.
подчеркивает художник? Найдите соответствующие строки в тепе-
сте поэмы.
10. Выучате наизусть отрывок из поэмы, начинающийся слова-
МІС: «Уяк близок полдень...» и заканчивающийся; «И смерть над
со всех сторон...». Готовясь к чтению, подумайте, как передана
гордость поэта славой русского оружия и его восхищенно вон-
скоїй отвагой Петра І.
11. Вспомните «Поучения» Владимира Мономаха. В чем вы ви-
дите духовную близость великого князя Владимира Мономаха и
царя Петра I?
12. Прочитайте еще раз эшиграф к теме «Александр Сергеевич
Пушкин». Ваше отношение к оценко И. С. Тургеневым заслуг
ПІушкина? Конкретизируйте свое мнение.