Но - старейший из существующих в настоящее время японских профессиональных театров, форма музыкально - танцевальной драмы, зародившаяся в XIV в. Но бережно охраняет то, что утрачено всеми другими значимыми современными театрами: свою органическую связь с ритуалом, отражающим по преимуществу буддийский взгляд на мир. Спектакли этого театра смотрятся и звучат, скорее, как торжественные обряды, а не жизненные истории.
Актерский состав строго иерархичен. Его члены исполняют древние роли посредников между мирами богов и людей. На пустую сцену выходят сначала скромно одетые инструменталисты, хор из шести-восьми человек, затем исполнитель "поддерживающей" роли (ваки) в роскошном одеянии, часто - священнослужитель. Последним из темноты в конце длинного прохода, ведущего к сцене, под звуки барабанов и флейты материализуется блистательно разукрашенный (часто в маске) главный персонаж (ситэ). В с трогой ритмике, создаваемой, скорее, музыкой, голосами и движениями, чем искусным мастерством драматурга и режиссера, возникают и рушатся время и пространство. Язык - в основном поэтичен. Костюмы роскошны и тяжелы, движения, даже в танцах, нарочиты. Ситэ ищет заступничества у ваки и, получив его, возвращается в темноту, освобожденный от кармы.
В середине XIV в. профессиональные театры базировались в Киото и Нара, и актеры организовывали труппы под патронажем синтоистских и буддистских храмов. Они добывали деньги путем сбора пожертвований на нужды этих храмов по подписке (кандзин - Но) или коммерческими средствами, и их спектакли служили как интересам пропаганды религиозных доктрин, так и чисто развлекательным целям.
форма музыкально - танцевальной драмы, зародившаяся в XIV в. Но бережно охраняет то,
что утрачено всеми другими значимыми современными театрами: свою органическую связь
с ритуалом, отражающим по преимуществу буддийский взгляд на мир. Спектакли этого
театра смотрятся и звучат, скорее, как торжественные обряды, а не жизненные истории.
Актерский состав строго иерархичен. Его члены исполняют древние роли посредников
между мирами богов и людей. На пустую сцену выходят сначала скромно одетые
инструменталисты, хор из шести-восьми человек, затем исполнитель "поддерживающей"
роли (ваки) в роскошном одеянии, часто - священнослужитель. Последним из темноты в
конце длинного прохода, ведущего к сцене, под звуки барабанов и флейты материализуется
блистательно разукрашенный (часто в маске) главный персонаж (ситэ). В с трогой ритмике,
создаваемой, скорее, музыкой, голосами и движениями, чем искусным мастерством
драматурга и режиссера, возникают и рушатся время и пространство. Язык - в основном
поэтичен. Костюмы роскошны и тяжелы, движения, даже в танцах, нарочиты. Ситэ ищет
заступничества у ваки и, получив его, возвращается в темноту, освобожденный от кармы.
В середине XIV в. профессиональные театры базировались в Киото и Нара, и актеры
организовывали труппы под патронажем синтоистских и буддистских храмов. Они добывали
деньги путем сбора пожертвований на нужды этих храмов по подписке (кандзин - Но) или
коммерческими средствами, и их спектакли служили как интересам пропаганды
религиозных доктрин, так и чисто развлекательным целям.