Произведения М. А. Булгакова отличаются очень естественным переплетением в повествовании планов реального и фантастического.
Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало — традиционно классифицируется как фантастический.
Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного (от Сатаны) и светлого (Божеского) начала. Все остальное — это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.
В «Собачьем сердце» реальным становится то, что с научной точки зрения пока еще невозможно: профессор медицины Ф. Ф. Преображенский создает искусственного человека, своеобразного нового гомункула, за которого, как создатель, несет ответственность. Душа Шарикова — поле битвы между профессором и Швондером, представителем нового строя и полного отсутствия культуры. В конечном счете Швондер оказывается властителем души Шарикова, который пополняет легионы новых людей. Фантастические события создания и разрушения жизни пусть и неприятного, но все же человека являются для Булгакова средством обозначить в своеобразной аллегорической форме волнующие его проблемы: судьба России, взаимоотношения Творца и творения, культуры (Филипп Филиппович) и антикультуры (Швондер), вечная битва Света и Тьмы — и осмыслить их.
«Мастер и Маргарита» — роман более объемный и многоплановый. В нем соединяются и переплетаются три пласта: реальный, метафизический (фантастический) и исторический. Последний можно назвать ирреальным по отношению к основному романному действию, поскольку Евангелие от Воланда является еще и книгой Мастера.
В романе нет границы между реальностью и фантастикой. Она стерта или, лучше сказать, разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических: Воланд и его свита, Понтий Пилат, Иешуа и его посланец, а также гости на балу у Сатаны.
Стираются в романе и временные границы, которые, впрочем, оказываются литературными границами (роман Мастера).
Наиболее интересен и важен момент пришествия Воланда на землю. Сам по себе являющийся Властелином Тьмы и соответственно носителем зла, он, вступая в контакт с представителями человеческого рода, оказывается Судией, восстанавливающим истину и наказывающим во имя ее. При этого приема Булгаков говорит о темной человеческой природе, по сравнению с которой сам Сатана становится пророком истины.
Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философского смысла. С его Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматичные ценности. Это усложняет восприятие, но и дает возможность читателю и автору расширить сферу осмысляемого и увеличивает возможные оттенки смысла.
Тяготение М. А. Булгакова к притчевой форме повествования и объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических.
Произведения М. А. Булгакова отличаются очень естественным переплетением в повествовании планов реального и фантастического.
Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало — традиционно классифицируется как фантастический.
Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного (от Сатаны) и светлого (Божеского) начала. Все остальное — это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.
В «Собачьем сердце» реальным становится то, что с научной точки зрения пока еще невозможно: профессор медицины Ф. Ф. Преображенский создает искусственного человека, своеобразного нового гомункула, за которого, как создатель, несет ответственность. Душа Шарикова — поле битвы между профессором и Швондером, представителем нового строя и полного отсутствия культуры. В конечном счете Швондер оказывается властителем души Шарикова, который пополняет легионы новых людей. Фантастические события создания и разрушения жизни пусть и неприятного, но все же человека являются для Булгакова средством обозначить в своеобразной аллегорической форме волнующие его проблемы: судьба России, взаимоотношения Творца и творения, культуры (Филипп Филиппович) и антикультуры (Швондер), вечная битва Света и Тьмы — и осмыслить их.
«Мастер и Маргарита» — роман более объемный и многоплановый. В нем соединяются и переплетаются три пласта: реальный, метафизический (фантастический) и исторический. Последний можно назвать ирреальным по отношению к основному романному действию, поскольку Евангелие от Воланда является еще и книгой Мастера.
В романе нет границы между реальностью и фантастикой. Она стерта или, лучше сказать, разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических: Воланд и его свита, Понтий Пилат, Иешуа и его посланец, а также гости на балу у Сатаны.
Стираются в романе и временные границы, которые, впрочем, оказываются литературными границами (роман Мастера).
Наиболее интересен и важен момент пришествия Воланда на землю. Сам по себе являющийся Властелином Тьмы и соответственно носителем зла, он, вступая в контакт с представителями человеческого рода, оказывается Судией, восстанавливающим истину и наказывающим во имя ее. При этого приема Булгаков говорит о темной человеческой природе, по сравнению с которой сам Сатана становится пророком истины.
Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философского смысла. С его Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматичные ценности. Это усложняет восприятие, но и дает возможность читателю и автору расширить сферу осмысляемого и увеличивает возможные оттенки смысла.
Тяготение М. А. Булгакова к притчевой форме повествования и объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических.