Найдите ключевые слова, передающие чувства мальчика. Какую вину берѐт на себя герой? Как его характеризует такое отношение к себе? Какова позиция автора в споре героя с самим собой? Цитаты.
1. Он лежал перед нами... плоский костяк в тряпье, череп на кирпичной крошке,
череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости... задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопивец! <...> И все-таки было жаль злого врага... Я садился дома за стол, тянулся рукой к хлебу, и память разворачивала картины: ...тихо ошалелые глаза, белые зубы, грызущие кору, клокочущая внутри студенистая туша, разверстый черный рот, хрип, пена... И под горло подкатывала тошнота.
2. Я вставал из-за стола. Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?
Но это же куркули грызут кору! Ты жалеешь?
3. А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...
4. Я не должен есть свои обеды один.Я
обязан с кем-то делиться.
С кем?..
Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг. Кто — самый?.. Как узнать?..
Одному протянуть руку, а других не заметить? Одного осчастливить, а десятки обидеть отказом? <...> Могут ли обойденные согласиться с тобой?.. Не опасно ли открыто протягивать руку ?..
5. Я стоял и разглядывал хлеб в руке. Кусок был мал, завожен в кармане, помят, а ведь я сам позвал — приходи на пустырь, я заставил голодного ждать целые сутки, сейчас я ему поднесу такой вот кусочек. Нет, уж лучше не позориться!..
И я с досады — да и с голода тоже, — не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и... ядовит. Целый день после него я чувствовал себя отравленным: как я мог — вырвал изо рта голодного! Как я мог!..
6. Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный кувшин с мутным квасом. — Хле-ебца-а...
— Корочку...
— Хошь, руку свою?
И вдруг со стороны, энергично тряся пером на шляпке, налетела Отрыжка:
— Молодой человек! Молю! На коленях молю!
Она действительно упала передо мной на колени, заламывая не только руки, но и
спину и голову, подмигивая куда-то вверх, в синее небо, Господу Богу.
И это была уже лишка. У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом
вырвался чужой, дикий голос:
— Ухо-ди-те! Уходит-те Уходите!
7. Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от
мальчишеской жалости. Никто уж больше не выстаивал возле нашей калитки.
Я излечился . Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед
моим окном хоть до самой зимы.
8. Из муки, хранившейся к праздникам, она (мать) пекла мне пироги с капустой и
рубленым яйцом. Я очень любил эти пироги. Я их ел. Ел и страдал.
9. Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и
шкилетников нет-нет да кто-то и , пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет, да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.
10. ...мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.
Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть
Дескриптор
Обучающийся
- выделяет в тексте ключевые слова для характеристики героя ;
- характеризует героя на основе ключевых слов ;
- находит приемы, выражающие отношение автора к герою 3
;
- выражает собственную позицию в высказываниях
- грамотно оформляет работу ;
- определяет идейное содержание произведения ;
- делает выводы об отношении автора к герою
3и 5 и 7
Объяснение: