юношеское стихотворение Лермонтова "Ангел" (1832) - это поэтические видения-воспоминания поэта о матери. Земной мир, "мир печали и слез", безоговорочно отступает перед небесным:
По небу полуночи ангел летел.. .
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.. .
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Настроение меняется. В первом Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Во втором Печальное, легкая грусть,
В третьем Теплое. Уютное, немного тревожное
В четвертом Печаль о
Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!) , лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.
Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни. )
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
Размер стиха -4 и 3 стопный амфибрахий
Рифма- мужская
Рифмовка стихотворения-смежная
Стихотворение “Ангел” вызывает чувства доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая
Средства выразительности
Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
юношеское стихотворение Лермонтова "Ангел" (1832) - это поэтические видения-воспоминания поэта о матери. Земной мир, "мир печали и слез", безоговорочно отступает перед небесным:
По небу полуночи ангел летел.. .
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.. .
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Настроение меняется. В первом Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Во втором Печальное, легкая грусть,
В третьем Теплое. Уютное, немного тревожное
В четвертом Печаль о
Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!) , лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.
Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни. )
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
Размер стиха -4 и 3 стопный амфибрахий
Рифма- мужская
Рифмовка стихотворения-смежная
Стихотворение “Ангел” вызывает чувства доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.
Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.
Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая
Средства выразительности
Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.