НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» КАКИХ ЛЮДЕЙ НАЗЫВАЮТ ПОДРАЖАТЕЛЯМИ?
Попутчики Базарова.
Какую роль играют в романе образы Ситникова и Кукшиной?
«Олух» Ситников и «эмансипе» Кукушкина – яркие сатирические фигуры – появляются в середине романа , перед кульминационным его моментом – традиционным для Тургенева испытанием героя любовью. Что стоит за этими героями?
ТЕЗИС . Рядом с каждым значительным новым явлением как правило возникает накипь, пена. Масса неумных и пустых людей пытаются нарядиться в модные одежки выстраданного другими мировоззрения, копируя чаще всего лишь внешние, второстепенные и отнюдь не лучшие черты. Ситников и Кукшина и есть такая накипь; это пародия на Базарова.
Для создания этих образов И.С.Тургенев использует не характерные для его манеры письма яркие сатирические краски.
Аргументы. Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор
1
2
3
4
5
6
7
«Передовая женщина» с легкостью судит обо всем, начиная . Кукшина говорит .
Она не видит ничего зазорного в том ,
Поэтому молодые люди, не и не за прием, покидают хозяйку, демонстрируя тем самым свое отношение к ней.
В этом контексте вопрос поспешившего за ними Ситникова ,понравилась ли Базарову Кукшина, звучит необыкновенно глупо. Сам Ситников, несмотря на свои прогрессивные убеждения, изо всех сил стремится втиснуться в светское общество , где его встречают удивленно-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает ее.
Для Ситникова нигилизм – , возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется.
Для уничижительной характеристики Ситникова достаточно его признания : « Я – ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением(...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признать авторитетов, я почувствовал такой восторг ...словно прозрел!
“Вот, - подумал я, -наконец я нашел человека!”». То есть Базаров для Ситникова – кумир, тот самый авторитет, которых он не признает.
Вывод по аргументам. Таким образом, Кукшина и Ситников - пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду , но по пене нельзя судить о явлении. Ситников и Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм скандализировать общество и таким образом стать заметными. Общий вывод.
Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым значительность характера и серьезность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники .«Нас не так мало, как вы полагаете . (...) От копеечной свечи Москва сгорела» , -заявляет Базаров, но в романе нет никаких намеков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалось идейное неприятие автором нигилистических взглядов и убеждений героя.