Любовь — вечная тема поэзии. Вряд ли кто-то из читателей равнодушно перевернет страницу, если там напечатано стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Знаменитое послание знаменитого поэта прекрасной женщине... Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в начале 1819 года. Уже тогда он был очарован ее красотой шесть лет, и поэт вновь встретился с Анной Петровной. В однообразной и тягостной обстановке Михайловской ссылки появление Керн пробудило в душе Пушкина самые возвышенные чувства. И незадолго до ее отъезда он написал свое знаменитое стихотворение:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Эти строки — воспоминание о дорогом и прекрасном образе. Оно согрето таким трепетным и горячим незатухающим чувством восхищения перед «чистой красотой», что невозможно не проникнуться им. События оборвали эту пору жизни поэта, наступили тяжелые годы изгнания «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»... В стихотворении нет портрета реальной Керн, в нем мир души Пушкина. А душа поэта огромна и переполнена множеством светлых чувств. Редкое из произведений поэта обрело такую популярность как это. Позднее оно было положено на музыку, и получился прекрасный романс. А вот еще два очень коротких шедевра: «На холмах Грузии» и «Я вас любил...». Большинство любовных стихотворений Пушкина — это воспоминания о близком или далеком безвозвратно ушедшем о всегда продолжающем жить в душе поэта. «На холмах Грузии» и «Я вас любил...» — не исключения. Они написаны на Кавказе, куда Пушкин уехал, сделав предложение Н. Н. Гончаровой. В стихотворении «Я вас любил...» слово «любовь» повторяется пять раз. В нем заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству, любовного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Основу стихотворения «На холмах Грузии» составляет утверждение, что сердце поэта любит потому, что «не любить оно не может». Это стихотворение — воспоминание о Марии Николаевне Раевской, жене декабриста Волконского, в которую Пушкин влюбился в 1820 году во время поездки на Кавказ. Теперь остались только воспоминания, а рядом с воспоминаниями — новая любовь. Глубокая, затаенная печаль — преобладающая тональность лирики Пушкина, но печаль проникнута мыслью о жизнеутверждающей силе нетленной «памяти сердца». Поэтому и возможны в пушкинских стихах такие логически несовместимые сочетания, как, например, в стихах «На холмах Грузии»:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...
Любовная лирика А. С. Пушкина навсегда останется в истории русской поэзии непревзойденным образцом художественного совершенства, гениальным выражением прекраснейших человеческих чувств. Не зря В. Г. Белинский назвал ее «школой гуманности».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Эти строки — воспоминание о дорогом и прекрасном образе. Оно согрето таким трепетным и горячим незатухающим чувством восхищения перед «чистой красотой», что невозможно не проникнуться им. События оборвали эту пору жизни поэта, наступили тяжелые годы изгнания «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»...
В стихотворении нет портрета реальной Керн, в нем мир души Пушкина. А душа поэта огромна и переполнена множеством светлых чувств. Редкое из произведений поэта обрело такую популярность как это. Позднее оно было положено на музыку, и получился прекрасный романс.
А вот еще два очень коротких шедевра: «На холмах Грузии» и «Я вас любил...». Большинство любовных стихотворений Пушкина — это воспоминания о близком или далеком безвозвратно ушедшем о всегда продолжающем жить в душе поэта. «На холмах Грузии» и «Я вас любил...» — не исключения. Они написаны на Кавказе, куда Пушкин уехал, сделав предложение Н. Н. Гончаровой. В стихотворении «Я вас любил...» слово «любовь» повторяется пять раз. В нем заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству, любовного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Основу стихотворения «На холмах Грузии» составляет утверждение, что сердце поэта любит потому, что «не любить оно не может». Это стихотворение — воспоминание о Марии Николаевне Раевской, жене декабриста Волконского, в которую Пушкин влюбился в 1820 году во время поездки на Кавказ. Теперь остались только воспоминания, а рядом с воспоминаниями — новая любовь.
Глубокая, затаенная печаль — преобладающая тональность лирики Пушкина, но печаль проникнута мыслью о жизнеутверждающей силе нетленной «памяти сердца». Поэтому и возможны в пушкинских стихах такие логически несовместимые сочетания, как, например, в стихах «На холмах Грузии»:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Любовная лирика А. С. Пушкина навсегда останется в истории русской поэзии непревзойденным образцом художественного совершенства, гениальным выражением прекраснейших человеческих чувств. Не зря В. Г. Белинский назвал ее «школой гуманности».