Поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» ' — это середина пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.
В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков — МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».
Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле судьба такого поэта, как Тютчев, его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.
Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и уважения великому Ломоносову) “Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина”. Да и вообще, если вспомнить, поэзия XVIII века оставила нам много произведений, прославляющих победу русского оружия. Слава Отечества — главная ценность, защищать Россию — дело чести: Жить для Отечества, вот бытие одно; Нам счастье от небес в нем истинно дано. Мечтатель говорит: “Я гражданин вселенной”. А русский: “Край родной — вселенная моя... ” (Ф. Н. Глинка) . Когда в 1812 году началась война, то весь русский народ встал на защиту Родины, и поэты не могли не откликнуться на это событие. Вспомним стихи Дениса Давыдова (“Товарищу 1812 года, на пути в армию”, “Бородинское поле” и др.) , знаменитого участника этой войны, вспомним гениальное “Бородино” Михаила Лермонтова. Война 1812 года на протяжении всего XIX века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России. Бородино! Бородино! На битве исполинов новой Ты славою озарено, Как древле поле Куликово, восклицает С. Е. Раич. Декабристы, “дети 1812 года”, для которых патриотизм был не пустым словом и которые были готовы отдать жизнь за Родину, часто обращались к историческим темам. В славном России, в истории борьбы с татарами, половцами, крестоносцами находили они для себя примеры для подражания. К обращается и Пушкин в своей поэме “Полтава”. Но наиболее ярко прозвучала военная тема в творчестве М. Ю. Лермонтова. И, конечно, в уже упоминавшемся нами стихотворении “Бородино”. Повествование здесь ведется от имени одного из участников Бородинской битвы: Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: “Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки? ” И вот кульминация сражения: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!. . Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой.. . Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля.. . Стихотворение “Валерик” посвящено не прославлению патриотизма, а скупому, трезвому описанию военных будней, “диких тревог войны”: Уже затихло всё; тела Стащили в кучу; кровь текла Струею дымной по каменьям, Ее тяжелым испареньем Был полон воздух.. . В основе этого стихотворения, впервые опубликованного в альманахе “Утренняя заря” за 1843 год, — события боя 11 июля 1840 года при Валерике. Валерик — это приток реки Сунжи. Галуб прервал мое мечтанье, Ударив по плечу; он был Кунак мой; я его спросил, Как месту этому названье? Он отвечал мне: “Валерик, А перевесть на ваш язык, Так будет речка смерти: верно, Дано старинными людьми”. Следующая большая война, Крымская, вызвала новый всплеск патриотизма у русских поэтов. Они кричат, они грозятся: Вот к стенке мы славян прижмем! Ну, как бы им не оборваться В задорном натиске своем! . . — пишет Ф. И. Тютчев. Высокие идеалы любви к Родине всегда были главными для нашей поэзии. Поэзия всегда прославляла подвиг воинов, звала к этому подвигу.
В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков — МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».
Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле судьба такого поэта, как Тютчев, его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.
Жить для Отечества, вот бытие одно;
Нам счастье от небес в нем истинно дано.
Мечтатель говорит: “Я гражданин вселенной”. А русский: “Край родной — вселенная моя... ” (Ф. Н. Глинка) .
Когда в 1812 году началась война, то весь русский народ встал на защиту Родины, и поэты не могли не откликнуться на это событие. Вспомним стихи Дениса Давыдова (“Товарищу 1812 года, на пути в армию”, “Бородинское поле” и др.) , знаменитого участника этой войны, вспомним гениальное “Бородино” Михаила Лермонтова.
Война 1812 года на протяжении всего XIX века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России.
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово,
восклицает С. Е. Раич.
Декабристы, “дети 1812 года”, для которых патриотизм был не пустым словом и которые были готовы отдать жизнь за Родину, часто обращались к историческим темам. В славном России, в истории борьбы с татарами, половцами, крестоносцами находили они для себя примеры для подражания.
К обращается и Пушкин в своей поэме “Полтава”. Но наиболее ярко прозвучала военная тема в творчестве М. Ю. Лермонтова. И, конечно, в уже упоминавшемся нами стихотворении “Бородино”. Повествование здесь ведется от имени одного из участников Бородинской битвы:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки? ”
И вот кульминация сражения:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!. .
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.. .
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.. .
Стихотворение “Валерик” посвящено не прославлению патриотизма, а скупому, трезвому описанию военных будней, “диких тревог войны”:
Уже затихло всё; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям,
Ее тяжелым испареньем
Был полон воздух.. .
В основе этого стихотворения, впервые опубликованного в альманахе “Утренняя заря” за 1843 год, — события боя 11 июля 1840 года при Валерике. Валерик — это приток реки Сунжи.
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой; я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: “Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми”.
Следующая большая война, Крымская, вызвала новый всплеск патриотизма у русских поэтов.
Они кричат, они грозятся:
Вот к стенке мы славян прижмем!
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем! .
. — пишет Ф. И. Тютчев.
Высокие идеалы любви к Родине всегда были главными для нашей поэзии. Поэзия всегда прославляла подвиг воинов, звала к этому подвигу.