Евгения онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. события, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа онегину восемнадцать лет, в конце — двадцать шесть). автор показывает эволюцию героя. читатель видит изменения, произошедшие в онегине. в первой главе это ванный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами: как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным! как томно был он молчалив, как пламенно красноречив, в сердечных письмах как небрежен! одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя! как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой! список его «умений» можно продолжать и продолжать. однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («зевая, за перо взялся, хотел писать — но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера »). «молодой повеса» — такое ( удачное) определение дает герою автор. но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим. ярко героя характеризует его внутренний монолог в самом начале романа, когда он едет в деревню к умирающему дяде: но, боже мой, какая скука, с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь! какое низкое коварство полуживого забавлять, ему подушки поправлять, печально подносить лекарство, вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя! ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: и уж заранее зевал, приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и деревня уже через два дня тоже наскучила евгению. поддавшись на уговоры ленского, своего «от делать нечего» друга, онегин знакомится с семьей лариных. татьяна ларина привлекла его внимание, но не более того. любовь провинциальной девушки вызывает у него лишь желание прочитать ей «проповедь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».