А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения. На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу —жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты — “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.
Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.
На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу —жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты — “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.