Остров Буян, мудрый царь Гвидон, Царевна-лебедь, тридцать три богатыря, поющая белочка с золотыми орешками – это образы, ставшие близкими и родными, сохранившиеся на всю жизнь. Они как будто затрагивают в душе живую память, скрытую в подсознательной глубине, под спудом ежедневной суеты и бытовых проблем. Вновь и вновь перелистывая страницы этой сказки, не перестаёшь удивляться её внутренней красоте и глубокому смыслу. Конечно, привлекают и имена героев. Каковы их источники? Во многих сказочных произведениях у персонажей нерусские имена: Руслан, Рогдай, Фарлаф, Наина, Салтан, Гвидон..? Откуда Пушкин брал эти образы, неужто придумал?
Начнем с самого начала, с истории создания сказки. Осенью 1824 года Пушкин был сослан в ссылку - в поместье своей матери – в Михайловское. Там он обратился к фольклорным материалам, и, конечно, неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для него няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. Первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок. Автор выступил своеобразным проводником народной традиции, поэтически воплотив сказания русской древности. «Изучение старинных песен, сказок, – писал он, – необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Пушкин первым начал вводить в русский литературный язык живой народный говор. И наверняка, слушал и легенды, и предания сельских жителей, да и сам много читал и узнавал.
Начнем с самого начала, с истории создания сказки. Осенью 1824 года Пушкин был сослан в ссылку - в поместье своей матери – в Михайловское. Там он обратился к фольклорным материалам, и, конечно, неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для него няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. Первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок. Автор выступил своеобразным проводником народной традиции, поэтически воплотив сказания русской древности. «Изучение старинных песен, сказок, – писал он, – необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Пушкин первым начал вводить в русский литературный язык живой народный говор. И наверняка, слушал и легенды, и предания сельских жителей, да и сам много читал и узнавал.