Плюшкин - уже настолько опустившийся человек, что по внешнему виду его можно принять за нищего. Много случалось Чичикову видеть всякого рода людей, но этот человек был ни на кого не похож. Перед ним был человек в каком-то необыкновенно странном наряде: «никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат...» Такой наряд Плюшкина, владельца обширного имения с большим садом и «толпой строений - людских, амбаров, погребов», сразу обличает в нем скрягу. Жизнь вокруг этого помещика замерла. Его деревня полуразрушена, непомерно длинный дом выглядел развалинами. Ничто не оживляло этих картин опустошения. Но всего накопленного и натасканного хозяину было мало, и он собирал по улицам своей деревни все, что попадалось ему под руку: старые подошвы, бабьи тряпки, железные гвозди, глиняные черепки, и все это тащил к себе в дом.Люди у этого старичишки мрут, как мухи, а от него -«беглые» - попадают в тюрьмы и гибнут. Собирание по крохам превратилось у Плюшкина в страсть и потеряло всякий смысл. Он одинок, живет седьмой десяток, и неизвестно, для кого он копит богатство. Скупость сделала его подозрительным, угрюмым и нелюдимым. Она вытравила в нем даже отцовские чувства к детям: сына он проклял, а нуждающейся дочери ничем не хочет Однако в молодости Плюшкин был другим. Он был разумным, бережливым хозяином, и соседи заезжали к нему тогда поучиться хозяйству и «мудрой скупости». Знал Плюшкин и семейное счастье. Но постепенно семья Плюшкина, рассыпалась, одинокая жизнь дала «сытую пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее». Так Плюшкин стал «прорехой на человечестве». В его характере появилась отвратительная черта ни на чем не основанной подозрительности к людям. Владелец тысячи душ, он сам себя считает бедняком. Только где-то в самых отдаленных «уголках души» этого человека еще теплится что-то человеческое.
Перед ним был человек в каком-то необыкновенно странном наряде: «никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из
чего состряпан был его халат...»
Такой наряд Плюшкина, владельца обширного имения с большим садом и «толпой строений - людских, амбаров, погребов», сразу обличает в нем скрягу.
Жизнь вокруг этого помещика замерла. Его деревня полуразрушена, непомерно длинный дом выглядел развалинами. Ничто не оживляло этих картин опустошения.
Но всего накопленного и натасканного хозяину было мало, и он собирал по улицам своей деревни все, что попадалось ему под руку: старые подошвы, бабьи тряпки, железные гвозди, глиняные черепки, и все это тащил к себе в дом.Люди у этого старичишки мрут, как мухи, а от него -«беглые» - попадают в тюрьмы и гибнут.
Собирание по крохам превратилось у Плюшкина в страсть и потеряло всякий смысл. Он одинок, живет седьмой десяток, и неизвестно, для кого он копит богатство.
Скупость сделала его подозрительным, угрюмым и нелюдимым. Она вытравила в нем даже отцовские чувства к детям: сына он проклял, а нуждающейся дочери ничем не хочет
Однако в молодости Плюшкин был другим. Он был разумным, бережливым хозяином, и соседи заезжали к нему тогда поучиться хозяйству и «мудрой скупости». Знал Плюшкин и семейное счастье.
Но постепенно семья Плюшкина, рассыпалась, одинокая жизнь дала «сытую пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее». Так Плюшкин стал «прорехой на человечестве». В его характере появилась отвратительная черта ни на чем не основанной подозрительности к людям. Владелец тысячи душ, он сам себя считает бедняком.
Только где-то в самых отдаленных «уголках души» этого человека еще теплится что-то человеческое.