Современная мировая экономика строиться на потреблении. Предыстория демонстративного потребления начинается в глубокой древности и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно было судить о привлекательности, достоинстве и социальном положении.
Концепция производства потребительских товаров и их потребления была опробована в США. На сегодняшний день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении – 40%. После Второй мировой войны,правительство США было очень заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного комплекса замедлилось, освободился трудовой потенциал (солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство). В результате была предложена концепция нарастающего производства и потребления. Потребления стало ритуалом человека. Развить данную концепцию стало возможно благодаря двум факторам: запланированному устареванию (технико-технологический характер); вынужденному устареванию (диктуется модой и массовой культурой). В современной цивилизации не существует потребителя, который самостоятельно делает свой выбор и потребляет рационально. Основными мотивами демонстративного потребления (перепотребления) сегодня являются: экономические, социальные, моральные, психологические, гедонистические, эстетические.
Современными проблемами в мировой экономике можно назвать проблемы: потребления и ссудного процента. Многие экономисты сходятся во мнении, что экономические кризисы провоцирует то, что экономика индустриальных стран основана на ссудном проценте. Чтобы стимулировать массовый спрос, создается политика .
С 1980 г. прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась. По оценкам МБРР, сумма денежных операций в мировом масштабе в 15–20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли. Современная экономика делает деньги не из товаров – Т-Д-Т, а из денег – Д-Д,.
Большая часть ВВП мира потребляется населением. В 1990 году население потребляло 59% ВВП, на долюгосударства приходилось 17% (норма накопления составляла 24%). В 2012 году население потребляло 61% ВВП, государство – те же 17%.
В развитых странах население потребляет больше, чем в менее развитых. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой доля потребления населения сократилась в 2011 году до 56% ВВП с 60% в 2000 году. Например, в экономиках Китая и Индии, потребление населения которых сократилось с 47% в 2000 году до 36% в 2011 году в Китае и с 65% до 55% - в Индии.
Практически во всех странах мира уходит в культура накопления. Деньги, едва появившись, тратятся. Также этому инфляционные механизмы, запущенные в обществе. Результатом производства становятся не только товары с их функциональными свойствами, но и бренды — торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания.
Черты общества потребления:
1. В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты;
2. Революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения;
3. Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.
5. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянныхпокупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
6. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов;
7. Ускоряется темп изменений моды;
8. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах;
9. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
10. Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты».
11. У общества потребления есть множество негативных последствий, одним из самых опасных является рост потребления ресурсов. Человеческая цивилизация потребляет ресурсов больше на 50%, чем планета может воспроизводить, т.е. мы используем ресурс 1,5 планет. К 2030 году понадобится уже ресурс 2 планет. Экологический след среднего жителя ОАЭ или США составляет 4,5 «планет». ну как то так
К.т.н. Серебряник И.А., студент-магистрант Миронова И.В.
Иркутский государственный технический университет
Современная мировая экономика строиться на потреблении. Предыстория демонстративного потребления начинается в глубокой древности и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно было судить о привлекательности, достоинстве и социальном положении.
Концепция производства потребительских товаров и их потребления была опробована в США. На сегодняшний день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении – 40%. После Второй мировой войны,правительство США было очень заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного комплекса замедлилось, освободился трудовой потенциал (солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство). В результате была предложена концепция нарастающего производства и потребления. Потребления стало ритуалом человека. Развить данную концепцию стало возможно благодаря двум факторам: запланированному устареванию (технико-технологический характер); вынужденному устареванию (диктуется модой и массовой культурой). В современной цивилизации не существует потребителя, который самостоятельно делает свой выбор и потребляет рационально. Основными мотивами демонстративного потребления (перепотребления) сегодня являются: экономические, социальные, моральные, психологические, гедонистические, эстетические.
Современными проблемами в мировой экономике можно назвать проблемы: потребления и ссудного процента. Многие экономисты сходятся во мнении, что экономические кризисы провоцирует то, что экономика индустриальных стран основана на ссудном проценте. Чтобы стимулировать массовый спрос, создается политика .
С 1980 г. прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась. По оценкам МБРР, сумма денежных операций в мировом масштабе в 15–20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли. Современная экономика делает деньги не из товаров – Т-Д-Т, а из денег – Д-Д,.
Большая часть ВВП мира потребляется населением. В 1990 году население потребляло 59% ВВП, на долюгосударства приходилось 17% (норма накопления составляла 24%). В 2012 году население потребляло 61% ВВП, государство – те же 17%.
В развитых странах население потребляет больше, чем в менее развитых. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой доля потребления населения сократилась в 2011 году до 56% ВВП с 60% в 2000 году. Например, в экономиках Китая и Индии, потребление населения которых сократилось с 47% в 2000 году до 36% в 2011 году в Китае и с 65% до 55% - в Индии.
Практически во всех странах мира уходит в культура накопления. Деньги, едва появившись, тратятся. Также этому инфляционные механизмы, запущенные в обществе. Результатом производства становятся не только товары с их функциональными свойствами, но и бренды — торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания.
Черты общества потребления:1. В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты;
2. Революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения;
3. Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.
4. Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей;
5. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянныхпокупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
6. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов;
7. Ускоряется темп изменений моды;
8. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах;
9. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
10. Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты».
11. У общества потребления есть множество негативных последствий, одним из самых опасных является рост потребления ресурсов. Человеческая цивилизация потребляет ресурсов больше на 50%, чем планета может воспроизводить, т.е. мы используем ресурс 1,5 планет. К 2030 году понадобится уже ресурс 2 планет. Экологический след среднего жителя ОАЭ или США составляет 4,5 «планет». ну как то так