Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж создать портрет времени, передать колорит места, эпохи.
Пример: цикл «Темные аллеи». Здесь пейзаж дан по контрасту: Москва – Кавказ. Рассказчик со своей возлюбленной уезжает из холодной сырой Москвы на юг. Героиня бежит от своего любовника (или мужа, мы точно не знаем). Про этого человека мы знаем только, что он очень ревнив и будет искать свою женщину везде: и в Геленджике, и в Гаграх.
Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода».
Но ожидание окончилось - возлюбленная героя пришла. И наступили дни счастья, солнца, знойного лета: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...»
Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж создать портрет времени, передать колорит места, эпохи.
Пример: цикл «Темные аллеи». Здесь пейзаж дан по контрасту: Москва – Кавказ. Рассказчик со своей возлюбленной уезжает из холодной сырой Москвы на юг. Героиня бежит от своего любовника (или мужа, мы точно не знаем). Про этого человека мы знаем только, что он очень ревнив и будет искать свою женщину везде: и в Геленджике, и в Гаграх.
Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода».
Но ожидание окончилось - возлюбленная героя пришла. И наступили дни счастья, солнца, знойного лета: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...»