Напиши сочинение-миниатюру "Гайавата - человек мира" Материал для сочинения.
Гайавата - характеристика литературного героя (персонажа)
ГАЙАВАТА (англ. Hiawatha) — герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855). Образ Г. имеет
мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVI»Шв. в Северной Америке и
стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей
племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро. Г. был
изгнан, и его усыновило племя могауков. Само имя Г. этимологически объясняется как
наследованное имя одного из вождей этого племени (по другому толкованию Г.— это древнее
божество охотников и рыболовов). Самый авторитетный вождь могауков — Деканавида стал
сторонником Г., и вместе они организовали союз четырех племен, к которым позже
присоединились и онон-даги (легенда об избавлении Г. и Деканавидой вождя онондагов Атотаро
от злых духов). Позже в индейской мифологии Г. стали отождествлять с Манабозо (индейск.
кролик) — одним из классических вариантов культурного героя-первопредка, творца жизненных
благ и изобретателя ремесел и обычаев. Лонгфелло, который при написании поэмы глубоко
интересовался финским народным эпосом «Калевала», придал Г. черты, во многом сходные с
космогоническими героями «Калевалы» —Вейнемей-неном и Ильмариненом.
Сам Лонгфелло писал об образе Г.: «Я написал ее (поэму) на основании легенд, господствующих
среди североамериканских индейцев. В них говорится о человеке чудесного происхождения,
который был послан к ним расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы
мирным искусствам. У разных племен он был известен под разными именами: Мичабу, Чиабо,
Фаренавайгон и Гайавата, что значит — пророк, учитель».
В поэме появление Г. как «пророка» предсказывает прародитель индейцев, «Владыка Жизни»
Гитчи Манито. Г. появляется на свет как сын Западного Ветра и внук звезды (луны). Он несет мир и
порядок индейским племенам, постоянно сражается со злом и защищает добро. Он учит
индейцев земледелию и письменности. Г., по мысли Лонгфелло, становится «учителем
человечества». В мифологических параллелях Г.— Прометей индейского народа.
Г. не только мифологический — он еще и романтический герой, воплощающий идеал
американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой (Эмерсон).
Г. с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать
ее язык. Его разум воспринимать и постигать природу. Романтизированы отношения
между Г. и его женой, между Г. и его друзьями. Г. объединяет в себе черты поэта и воина — он
призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства.
В образе Г. Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время
первопредков (время зарождения ритуалов и обычаев, зарождения письменности и поэзии),
время историческое (объединение ирокезских племен) и время идеальное (в котором Г.
выступает в качестве гостеприимного хозяина, подготовившего свой народ к встрече с белыми
христианами, как бы передающего свои земли и их обитателей новой эпохе заселения Америки
европейцами). Таким образом, Г. превращается в грандиозный образ народного героя,
связующий , настоящее и будущее. В конце поэмы Г. покидает свои племена, уплывая
в пироге на Запад, как бы исполнив предназначенную ему миссию. вместе с героями Ф.Купера
сформировали обобщенный «образ индейца» североамериканской литературы. Для русских
писателей (в частности, для Л.Толстого) Г. представлялся народным героем, идеально
воплощенным в литературном произведении.

revon revon    3   02.11.2021 22:55    0

Другие вопросы по теме Литература