Начало > критика > н. а. добролюбовн. а. добролюбов.(из статьи “что такое обломовщина? ”). 1859 г.ему (гончарову) нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не автора. он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определять степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен… о том, как лежит и спит добряк — ленивец обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная . но в ней отразилась жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и надежд, но с полным сознанием истины. слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений жизни, и оно придает роману гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. в типе обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение жизни, знамение времени…в чем заключаются главные черты обломовского характера? в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития…ясно, что обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных умственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. рабство это так переплетается с барством обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. это нравственное рабство обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его .давно уже замечено, что все герои замечательнейших повестей и романов оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с обломовым. в самом деле — раскройте, например, “онегина”, “героя нашего времени”, “кто виноват? ”, “рудина”, или “лишнего человека”, или “гамлета щигровского уезда”, — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами обломова…гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дань общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину, сказать ей похвальное надгробное слово. “прощай, старая обломовка, ты отжила свой век”, — говорит он устами штольца, и говорит неправду. вся россия, которая прочитала или прочтет “обломова”, не согласится с этим. нет, обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста захаров всегда готовы к услугам…отдавая дань своему времени, г. гончаров вывел и противоядие обломову — штольца. но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, — что не может забегать слишком далеко вперед жизни. штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества…ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь художник вызвать из теперешней жизни. оттого она, необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли, поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: “таких девушек не бывает”. но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. в ней-то более, нежели в штольце, можно увидеть намек на новую жизнь; от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину…