Михаил юрьевич лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. по большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу. я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть. она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы. я ату страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской. таков герой поэмы “мцыри”. он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. жизнь для мцыри — это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. мцыри — дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты. кругом меня цвел божий сад; и снова я к земле припал и снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли. но сильнее любви к природе, к женщине звучит в мцыри жажда обрести потерянную родину. он готов терпеть любые лишения ради заветной цели: в знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас: хотелось но я туда взойти не смел. я цель одну — пройти в родимую страну— имел в душе и превозмог страданье голода как мог. не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную “слезами и тоской”. герой понимает, что на нем “печать свою тюрьма ” так и незачем жить, если не вырваться на волю. в монастыре-тюрьме мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. умирает тело, но не сломлен дух.