Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, великий русский писатель, был подлинным мастером сатирической сказки. В своих сатирических сказках "для детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин виртуозно применял разнообразные приемы для создания комического эффекта. Среди них - ирония, сатира, гипербола и гротеск. Нарочитая фантастичность историй или сюжетных ходов придает сказкам своеобразие, делает их узнаваемыми с первых же строк.
Кроме того, писатель использует и эзопов язык - прием, который обычно употребляется в баснях. В сказках Салтыкова-Щедрина тоже действуют животные: орел, медведь, пескарь или даже вяленая вобла. Но сквозь животное обличье проступают человеческие черты характера.
Салтыков-Щедрин мастерски использует гиперболу (преувеличение), переходящую в гротеск (крайнее преувеличение, делающее образы сказок неправдоподобными и фантастическими). Вот всего пара примеров гротеска: персонаж сказки "Дикий помещик", князь Урус-Кучум-Кильдибаев,оставшись без мужиков, так одичал, что стал ходить на четвереньках, оброс шерстью, перестал разговаривать по-человечески и подружился с медведем. В "сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил" генералы в своей регистратуре "родились, воспитались и состарились". На необитаемом острове генералы с голоду бросаются друг на друга, чтобы съесть.
Уже полторы сотни лет мы смеемся над героями сказок Салтыкова-Щедрина. Как писал о них Луначарский, эти сказки "могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством".
Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, великий русский писатель, был подлинным мастером сатирической сказки. В своих сатирических сказках "для детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин виртуозно применял разнообразные приемы для создания комического эффекта. Среди них - ирония, сатира, гипербола и гротеск. Нарочитая фантастичность историй или сюжетных ходов придает сказкам своеобразие, делает их узнаваемыми с первых же строк.
Кроме того, писатель использует и эзопов язык - прием, который обычно употребляется в баснях. В сказках Салтыкова-Щедрина тоже действуют животные: орел, медведь, пескарь или даже вяленая вобла. Но сквозь животное обличье проступают человеческие черты характера.
Салтыков-Щедрин мастерски использует гиперболу (преувеличение), переходящую в гротеск (крайнее преувеличение, делающее образы сказок неправдоподобными и фантастическими). Вот всего пара примеров гротеска: персонаж сказки "Дикий помещик", князь Урус-Кучум-Кильдибаев,оставшись без мужиков, так одичал, что стал ходить на четвереньках, оброс шерстью, перестал разговаривать по-человечески и подружился с медведем. В "сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил" генералы в своей регистратуре "родились, воспитались и состарились". На необитаемом острове генералы с голоду бросаются друг на друга, чтобы съесть.
Уже полторы сотни лет мы смеемся над героями сказок Салтыкова-Щедрина. Как писал о них Луначарский, эти сказки "могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством".