повесть «ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению
тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя - господина
н. сама повесть названа именем героини - аси. с первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. гагин представляет
ее как свою сестру. но она нисколько не походила на своего брата.
тайна аси раскроется через некоторое время из воспоминаний гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. романтическая недоговоренность
образа аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
ей притягательность, очарование, а всей повести -
неизъяснимый поэтический колорит.
автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. о лице аси рассказчик говорит: « самое
изменчивое лицо, какое я только видел». а затем пишет: «ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и » лицо
и вся внешность аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
- и читатель понимает, что совершается в ее душе. писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. поведение аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. в чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? как тонкий психолог, тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине - отзывы о ней других лиц. прежде всего, это
ее брат. рассказывая о детских годах аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. и тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный а то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали? » далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. и вот герой появляется в ее
жизни. кто же он? это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. а вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце аси. четыре года, проведенные
в пансионе в петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
а здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин н.
представился ей необыкновенным человеком. и так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. при первом свидании девушка, которую увидел
господин н., показалась ему миловидной.
далее - беседа в домике гагиных, несколько странное поведение
аси, лунная ночь, лодка, ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «вы в лунный столб въехали, вы его », звуки лан-
неровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу.
не такова ася. полюбив, она готова на самые крайние решения.
повесть «ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению
тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя - господина
н. сама повесть названа именем героини - аси. с первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. гагин представляет
ее как свою сестру. но она нисколько не походила на своего брата.
тайна аси раскроется через некоторое время из воспоминаний гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. романтическая недоговоренность
образа аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
ей притягательность, очарование, а всей повести -
неизъяснимый поэтический колорит.
автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. о лице аси рассказчик говорит: « самое
изменчивое лицо, какое я только видел». а затем пишет: «ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и » лицо
и вся внешность аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
- и читатель понимает, что совершается в ее душе. писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. поведение аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. в чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? как тонкий психолог, тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине - отзывы о ней других лиц. прежде всего, это
ее брат. рассказывая о детских годах аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. и тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный а то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали? » далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. и вот герой появляется в ее
жизни. кто же он? это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. а вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце аси. четыре года, проведенные
в пансионе в петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
а здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин н.
представился ей необыкновенным человеком. и так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. при первом свидании девушка, которую увидел
господин н., показалась ему миловидной.
далее - беседа в домике гагиных, несколько странное поведение
аси, лунная ночь, лодка, ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «вы в лунный столб въехали, вы его », звуки лан-
неровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу.
не такова ася. полюбив, она готова на самые крайние решения.