Иногда гордость является ничем иным, как проявлением эгоизма. Ею человек прикрывает самовлюбленность и желание поступать по-своему даже там, где стоило бы пойти на компромисс. Поэтому все эгоисты чрезвычайно остро ощущают свое достоинство и стремятся возвысить себя в любой ситуации. Такие примеры часто встречаются не только в жизни, но и в литературе. Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» герой по имени Ларра сочетал в себе непомерную гордость и нечеловеческий эгоизм. Воспитываясь вдали от людей и не зная их законов, он впитал в себя своеобразную мораль орла, который похищал людей и навязывал им свою любовь. Сын орла поверил в свою исключительность: «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше». Это (в его понимании) давало ему право не чтить старейшин и брать все — даже то, что ему не принадлежит. Поэтому Ларра убил девушку, которая ему не покорилась, и даже не понял, что совершил преступление. От его гордого недоумения люди растерялись и даже не могли подобрать наказания, которое бы воздало убийце по заслугам. В итоге мудрец предложил изгнать юношу, которого это нисколько не задело. Ларра настолько сильно любил себя, что не нуждался в обществе. В этом свойстве его личности скрыта первопричина феноменальной гордости: он так любил себя, что считал всех людей слугами и раздувал свою значимость до самых глобальных масштабов.
Еще один пример М. Горький описал в пьесе «На дне». Сатин, шулер и бывший каторжник, гордо заявляет в пьяном энтузиазме, что презирает людей, работающих ради сытости. Себя, бродягу, в отличие от них, он ставит высоко и не считает, что презрительные взгляды прохожих обоснованы. «Человек выше сытости» — восклицает он. Однако стоит задуматься, что скрывается за этой странной гордостью? По моему мнению, самый обыкновенный эгоизм. Сатин видит в труде только личную выгоду, тогда как любая работа общественно значима и необходима всему человечеству. Все материальные ресурсы, без которых герой даже не выйдет из комнаты, сделаны теми, кого он презирает. Да, они получили деньги, но ведь продукты их деятельности обществу развиваться и идти вперед. Это и есть главная цель труда. А если все люди хоть на один день прекратят работать, то наступит хаос, и уже ни один шулер не уцелеет. Непонимание этой непреложной истины и нежелание вносить вклад в общее дело указывают на то, что Сатин — ограниченный эгоист, который прикрывает лень гордостью.
Таким образом, гордость может быть не самостоятельным и достойным уважения качеством, а лишь проявлением эгоизма. Самовлюбленные люди всегда горды собой, даже если ошибаются или идут на преступление. В каждом своем шаге они видят высший смысл, оправдывающий все последствия. У них недостаточно самокритики, чтобы увидеть хоть что-нибудь, кроме собственного достоинства
Объяснение:
Иногда гордость является ничем иным, как проявлением эгоизма. Ею человек прикрывает самовлюбленность и желание поступать по-своему даже там, где стоило бы пойти на компромисс. Поэтому все эгоисты чрезвычайно остро ощущают свое достоинство и стремятся возвысить себя в любой ситуации. Такие примеры часто встречаются не только в жизни, но и в литературе. Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» герой по имени Ларра сочетал в себе непомерную гордость и нечеловеческий эгоизм. Воспитываясь вдали от людей и не зная их законов, он впитал в себя своеобразную мораль орла, который похищал людей и навязывал им свою любовь. Сын орла поверил в свою исключительность: «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше». Это (в его понимании) давало ему право не чтить старейшин и брать все — даже то, что ему не принадлежит. Поэтому Ларра убил девушку, которая ему не покорилась, и даже не понял, что совершил преступление. От его гордого недоумения люди растерялись и даже не могли подобрать наказания, которое бы воздало убийце по заслугам. В итоге мудрец предложил изгнать юношу, которого это нисколько не задело. Ларра настолько сильно любил себя, что не нуждался в обществе. В этом свойстве его личности скрыта первопричина феноменальной гордости: он так любил себя, что считал всех людей слугами и раздувал свою значимость до самых глобальных масштабов.
Еще один пример М. Горький описал в пьесе «На дне». Сатин, шулер и бывший каторжник, гордо заявляет в пьяном энтузиазме, что презирает людей, работающих ради сытости. Себя, бродягу, в отличие от них, он ставит высоко и не считает, что презрительные взгляды прохожих обоснованы. «Человек выше сытости» — восклицает он. Однако стоит задуматься, что скрывается за этой странной гордостью? По моему мнению, самый обыкновенный эгоизм. Сатин видит в труде только личную выгоду, тогда как любая работа общественно значима и необходима всему человечеству. Все материальные ресурсы, без которых герой даже не выйдет из комнаты, сделаны теми, кого он презирает. Да, они получили деньги, но ведь продукты их деятельности обществу развиваться и идти вперед. Это и есть главная цель труда. А если все люди хоть на один день прекратят работать, то наступит хаос, и уже ни один шулер не уцелеет. Непонимание этой непреложной истины и нежелание вносить вклад в общее дело указывают на то, что Сатин — ограниченный эгоист, который прикрывает лень гордостью.
Таким образом, гордость может быть не самостоятельным и достойным уважения качеством, а лишь проявлением эгоизма. Самовлюбленные люди всегда горды собой, даже если ошибаются или идут на преступление. В каждом своем шаге они видят высший смысл, оправдывающий все последствия. У них недостаточно самокритики, чтобы увидеть хоть что-нибудь, кроме собственного достоинства