Наши предки-язычники смотрели на все деревья с почтением, веря, что каждое является наместником Бога. Поэтому, чтобы уважить зеленых покровителей, они приносили им обильные жертвоприношения, совершали под ними магические обряды, во время равноденствия, загадывая желания, к ветвям привязывали цветные тряпицы. Когда рождался младенец, из древесины ему делали люльку, свято веря, что духи дерева будут оберегать ребенка.
Но более всех деревьев был славен мифический Исполин. Легенды рассказывают, что высоты он непомерной, корень его питается божественной силой. Весной часть веток, равных по размерам обычным деревьям, падает на землю, и именно из них — на удачу — надо делать фигурки животных: волков, быков, овец, коней… мастерить посохи для дервишей, бубны для шаманов, дудки и черенки для оружия охотников…
Мифическое дерево-великан, дерево жизни, гласят легенды, было и в Степи. Его именовали — Байтерек. По представлениям древних кочевников на стыке Миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной поддерживающее небо. Корни его находились в подземном мире, ствол — в земном, а крона — в небесном.
В ветвях дерева, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.
Считалось, что ствол Байтерека является земной осью — мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. И по стволу Байтерека достойнейшие из праведников поднимались на небеса — беседовать с небожителями. И по стволу же — возвращались назад, с заоблачных высот, дабы принести живущим на земле Божественное знание. Простой смертный, запятнавший себя неблаговидными поступками, мог добраться только до гнезда Самрук. Птица определяла грешен человек или нет, и решала пропустить его в высь или сбросить к подножию.
Под вековым деревом предки вершили правый суд. Сюда, как на перекресток дорог, сходились старцы с четырех сторон Света и, уверенные, что древо делится с ними своей мудростью, размышляли, как жить дальше. Улаживали конфликты, наказывали виновных, решали как и чем страждущим. Сюда же из степей и с гор, с берегов рек и морей, из дальних и ближних лесов шли нуждающиеся.

Но Байтерек показывается не каждому. Путь к нему лежит через многие преграды, он долог и труден. И если есть Божье благословение, то деревья, кажется, все знающие, ведут за собой незаметно: они то расступаются, указывая тропу, то загораживают ее и опять расступаются. Сначала — серо-замшевые стволы елей, потом подлесок — крепенькие елочки, пересыпанные росой, голые осинки с редкими, подрагивающими на закате желто-оранжевыми листьями. И наконец — блестящие от ковыля, насколько достает обзора, серебряно-голубая поляна, над которой, как нечто космическое, возвышается дивный Исполин.
Считалось, что жертвоприношения старцев — куски мяса от разных животных: быка, лошади, барана и курицы, — закладываемые в тай-казан, чисты и священны, и тот, кому достанется хоть толика этой пищи, будет весь год сыт, здоров, удачлив. И в следующем году сможет в благодарность сам передать дары в тай-казан — для поддержания нуждающихся.
Но более всех деревьев был славен мифический Исполин. Легенды рассказывают, что высоты он непомерной, корень его питается божественной силой. Весной часть веток, равных по размерам обычным деревьям, падает на землю, и именно из них — на удачу — надо делать фигурки животных: волков, быков, овец, коней… мастерить посохи для дервишей, бубны для шаманов, дудки и черенки для оружия охотников…
Мифическое дерево-великан, дерево жизни, гласят легенды, было и в Степи. Его именовали — Байтерек. По представлениям древних кочевников на стыке Миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной поддерживающее небо. Корни его находились в подземном мире, ствол — в земном, а крона — в небесном.
В ветвях дерева, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.
Считалось, что ствол Байтерека является земной осью — мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. И по стволу Байтерека достойнейшие из праведников поднимались на небеса — беседовать с небожителями. И по стволу же — возвращались назад, с заоблачных высот, дабы принести живущим на земле Божественное знание. Простой смертный, запятнавший себя неблаговидными поступками, мог добраться только до гнезда Самрук. Птица определяла грешен человек или нет, и решала пропустить его в высь или сбросить к подножию.
Под вековым деревом предки вершили правый суд. Сюда, как на перекресток дорог, сходились старцы с четырех сторон Света и, уверенные, что древо делится с ними своей мудростью, размышляли, как жить дальше. Улаживали конфликты, наказывали виновных, решали как и чем страждущим. Сюда же из степей и с гор, с берегов рек и морей, из дальних и ближних лесов шли нуждающиеся.

Но Байтерек показывается не каждому. Путь к нему лежит через многие преграды, он долог и труден. И если есть Божье благословение, то деревья, кажется, все знающие, ведут за собой незаметно: они то расступаются, указывая тропу, то загораживают ее и опять расступаются. Сначала — серо-замшевые стволы елей, потом подлесок — крепенькие елочки, пересыпанные росой, голые осинки с редкими, подрагивающими на закате желто-оранжевыми листьями. И наконец — блестящие от ковыля, насколько достает обзора, серебряно-голубая поляна, над которой, как нечто космическое, возвышается дивный Исполин.
Считалось, что жертвоприношения старцев — куски мяса от разных животных: быка, лошади, барана и курицы, — закладываемые в тай-казан, чисты и священны, и тот, кому достанется хоть толика этой пищи, будет весь год сыт, здоров, удачлив. И в следующем году сможет в благодарность сам передать дары в тай-казан — для поддержания нуждающихся.