Образ Чацкого - главное открытие Грибоедова. В русской литературе именно с Чацкого начинается линия героя-борца, героя протестанта. И с ним прежде всего связана главная мысль комедии - философская тема ума. Она не являлась абсолютно новой для русской литературы. В традициях просветительства в пьесе намечается две позиции: Чацкого (высшая ценность - ум, алчущий познаний) и Фамусова (ученье-вот чума, ученость-вот причина, что ныне пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений). Ум Чацкого - это мировоззрение передового человека. Чацкий представлен в пьесе пророком, "глас которого вопиёт в пустыне", ибо для фамусовского общества нет пророка в своем отечестве, но общество фамусовским обществом не ограничевается. Пафос грибоедовского произведения - в защите свободной жизни (она не доступна ни Фамусову, ни Скалозобу, ни Молчалину, хотя и по разным причинам). Духовное рабство, по мысли автора, - следствие рабства политического. И здесь сразу вспоминается экстпромт Грибоедова:" По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб..."
Образ Чацкого - главное открытие Грибоедова. В русской литературе именно с Чацкого начинается линия героя-борца, героя протестанта. И с ним прежде всего связана главная мысль комедии - философская тема ума. Она не являлась абсолютно новой для русской литературы. В традициях просветительства в пьесе намечается две позиции: Чацкого (высшая ценность - ум, алчущий познаний) и Фамусова (ученье-вот чума, ученость-вот причина, что ныне пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений). Ум Чацкого - это мировоззрение передового человека. Чацкий представлен в пьесе пророком, "глас которого вопиёт в пустыне", ибо для фамусовского общества нет пророка в своем отечестве, но общество фамусовским обществом не ограничевается. Пафос грибоедовского произведения - в защите свободной жизни (она не доступна ни Фамусову, ни Скалозобу, ни Молчалину, хотя и по разным причинам). Духовное рабство, по мысли автора, - следствие рабства политического. И здесь сразу вспоминается экстпромт Грибоедова:" По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб..."