Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира. Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А. Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.
С одной стороны, любовь для Лермонтова – высочайшее, «небесное» чувство, осеняющее человека ангельским крылом. С другой стороны - испытываемые поэтом отвращение и неприязнь к повседневной жизни, неприятие грубой и жестокой реальности заставляли его разрываться в душе, словно объекты его чувств живут в ином, светлом и чистом мире, в котором когда-то суждена – или не суждена? – встреча. Как правило, стихи Лермонтова – о любви, утраченной по вине женщины, неверной, коварной или просто легкомысленной. Либо же – о любви возвышенной и непостижимой, оттого недоступной и невозможной, о любви неразделенной и безнадежной. Поэт вроде бы жаждет любви – и в то же время страшится открыть свое сердце, боится обмана и предательства, подозревая всех и вся, обвиняя людей в несоответствии его идеалам.
Нельзя не отметить, что стихи, посвященные конкретным женщинам, всегда описывают их очень точно. «Светский блеск» одной – в противовес «чудной простоте» другой. Но что характерно для всей лирики поэта – это неизменная и несгибаемая гордость его лирического героя. Не он в угоду даже самому пламенному чувству переступить через себя.
Любовная лирика Лермонтова настолько трагична, что даже самые светлые стихи сопровождаются тенью несчастий.
И. С. Тургенев
Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира. Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А. Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.
С одной стороны, любовь для Лермонтова – высочайшее, «небесное» чувство, осеняющее человека ангельским крылом. С другой стороны - испытываемые поэтом отвращение и неприязнь к повседневной жизни, неприятие грубой и жестокой реальности заставляли его разрываться в душе, словно объекты его чувств живут в ином, светлом и чистом мире, в котором когда-то суждена – или не суждена? – встреча. Как правило, стихи Лермонтова – о любви, утраченной по вине женщины, неверной, коварной или просто легкомысленной. Либо же – о любви возвышенной и непостижимой, оттого недоступной и невозможной, о любви неразделенной и безнадежной. Поэт вроде бы жаждет любви – и в то же время страшится открыть свое сердце, боится обмана и предательства, подозревая всех и вся, обвиняя людей в несоответствии его идеалам.
Нельзя не отметить, что стихи, посвященные конкретным женщинам, всегда описывают их очень точно. «Светский блеск» одной – в противовес «чудной простоте» другой. Но что характерно для всей лирики поэта – это неизменная и несгибаемая гордость его лирического героя. Не он в угоду даже самому пламенному чувству переступить через себя.
Любовная лирика Лермонтова настолько трагична, что даже самые светлые стихи сопровождаются тенью несчастий.