Трагизм — то, что потрясает, что исполнено страданий.
В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит «потерянную старуху», которая бесконечно крутится по хозяйству, невкусно готовит, часто уходит своим односельчанам.
И лишь после нескольких месяцев дружной жизни, в которой постоялец полностью принял обычаи хозяйки, а хозяйка с большой деликатностью относилась к постояльцу, после того, как они прониклись друг к другу уважением и доверием, рассказчику открылись такие стороны жизни старой женщины, благодаря которым он «в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну».
Любовь и страдание, которые вошли в жизнь Матрёны сорок лет назад, вдруг проступили через пелену быта и потрясли героя. «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И — песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споёшь при механизмах». И война, которая разрушила веру в возвращение любимого, революция, которая переворошила весь быт. И тогда Матрёна вышла замуж за брата своего любимого Фаддея, Ефима, которого не любила, но — «рук у них не хватало». Умерла мать, не было в семье хозяйки, а Матрёна летом вышла за Ефима, а зимой вернулся Фаддей. По его реакции на женитьбу брата мы видим, что он относился к женщине в первую очередь как к собственности и простил её только потому, что она теперь являлась собственностью одного из членов его семьи, таким образом, отчасти и его тоже.
Дети, рождавшиеся у Матрёны, не жили — умирали. Муж не оценил её простоты и доброты, уезжая в город на заработки, «сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел». Ефим не вернулся с войны — пропал без вести. Смыслом жизни Матрёны стала племянница Кира — дочь Фаддея. Но Кира выросла и вышла замуж.
Если не любовь к Фаддею, то память о своей любви, о своей молодости и чистых чувствах сохранила Матрёна на всю свою жизнь. И именно тот человек, которого она любила, разрушил её жизнь: алчно сломал её дом, выдрав из него горницу, и жадность его в результате привела к гибели Матрёны.
Античные трагедии должны были вызывать у зрителей катарсис — чувство сострадания, которое ведёт к очищению, обновлению души.
Судьба Матрёны исполнена высокого трагизма, она заставляет нас сопереживать ей, сострадать, и мы лучше понимаем душу русского народа и сами становимся чище.
Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа
Примером подобных очерков можно считать «Записки охотника» И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вымышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом, социальные проблемы и содержит прямое истолкование событий автором, что присутствует в «Матрёнином дворе».
Сказ — это, в одном значении, фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. К таким сказам относятся и литературные сказы Н. С. Лескова, П. П. Бажова.
В другом значении сказ — это принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; такой сказ лексически, синтаксически и интонационно ориентирован на устную речь (например, сказы М. М. Зощенко).
В повести Солженицына мы видим — но не сразу — сказ во втором значении.
Рассказчик в «Матрёнином дворе», попадая под обаяние напевной деревенской речи, постепенно начинает говорить сказово, даже сказочно. До встречи с женщиной, торгующей молоком, речь рассказчика не звучит как сказ, это простой литературный язык. Постепенно, с углублением в жизнь Матрёны языковая стихия захватывает его. Особенно ярко это проявляется в абзаце, где намеренно смешивается речь рассказчика и несобственно прямая речь Матрёны:
«Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без подушки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на неё не каждый месяц, но, налетев, — держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите».
Произведение Солженицына «Матренин двор» похоже на очерк.
Объяснение:
т.к. Очерк - это небольшой документальный рассказ с кратким описанием жизненных событий. В очерке о событиях рассказывает именно автор, в произведении есть рассказчик, которой поселился у Матроны. Герои не вымышлены, а реально существовали.
В чем трагизм жизни судьбы Матрёны? Вся жизнь героини строиться на трагических ситуациях, все пропитано трагедиями.
Она должна была выйти замуж за Фаддея Мироновича, но тот пропал на войне без вести. Она выходит замуж за брата Фаддея, уже не веря в то, что ее любимый вернется живым. Но он возвращается и говорит, что “если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих”. У Матрены умирали дети, ее муж не вернулся с войны. И возможно это мелочь, но ушедшая со двора и пропавшая кошка, тоже пропитана трагедией.
Трагизм судьбы Матрены в том, каким образом она умерла, в том, что в этом виновен человек, которого она любила. И даже ее сестры плакали на похоронах лишь “для вида”, но тут стоит отметить, что Кира очень любила приемную мать и испытывала настоящую боль из-за ее ухода.
И весь этот трагизм будто подчеркивается последними словами автора: “Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Объяснение:
Трагизм — то, что потрясает, что исполнено страданий.
В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит «потерянную старуху», которая бесконечно крутится по хозяйству, невкусно готовит, часто уходит своим односельчанам.
И лишь после нескольких месяцев дружной жизни, в которой постоялец полностью принял обычаи хозяйки, а хозяйка с большой деликатностью относилась к постояльцу, после того, как они прониклись друг к другу уважением и доверием, рассказчику открылись такие стороны жизни старой женщины, благодаря которым он «в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну».
Любовь и страдание, которые вошли в жизнь Матрёны сорок лет назад, вдруг проступили через пелену быта и потрясли героя. «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И — песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споёшь при механизмах». И война, которая разрушила веру в возвращение любимого, революция, которая переворошила весь быт. И тогда Матрёна вышла замуж за брата своего любимого Фаддея, Ефима, которого не любила, но — «рук у них не хватало». Умерла мать, не было в семье хозяйки, а Матрёна летом вышла за Ефима, а зимой вернулся Фаддей. По его реакции на женитьбу брата мы видим, что он относился к женщине в первую очередь как к собственности и простил её только потому, что она теперь являлась собственностью одного из членов его семьи, таким образом, отчасти и его тоже.
Дети, рождавшиеся у Матрёны, не жили — умирали. Муж не оценил её простоты и доброты, уезжая в город на заработки, «сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел». Ефим не вернулся с войны — пропал без вести. Смыслом жизни Матрёны стала племянница Кира — дочь Фаддея. Но Кира выросла и вышла замуж.
Если не любовь к Фаддею, то память о своей любви, о своей молодости и чистых чувствах сохранила Матрёна на всю свою жизнь. И именно тот человек, которого она любила, разрушил её жизнь: алчно сломал её дом, выдрав из него горницу, и жадность его в результате привела к гибели Матрёны.
Античные трагедии должны были вызывать у зрителей катарсис — чувство сострадания, которое ведёт к очищению, обновлению души.
Судьба Матрёны исполнена высокого трагизма, она заставляет нас сопереживать ей, сострадать, и мы лучше понимаем душу русского народа и сами становимся чище.
Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа
Примером подобных очерков можно считать «Записки охотника» И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вымышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом, социальные проблемы и содержит прямое истолкование событий автором, что присутствует в «Матрёнином дворе».
Сказ — это, в одном значении, фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. К таким сказам относятся и литературные сказы Н. С. Лескова, П. П. Бажова.
В другом значении сказ — это принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; такой сказ лексически, синтаксически и интонационно ориентирован на устную речь (например, сказы М. М. Зощенко).
В повести Солженицына мы видим — но не сразу — сказ во втором значении.
Рассказчик в «Матрёнином дворе», попадая под обаяние напевной деревенской речи, постепенно начинает говорить сказово, даже сказочно. До встречи с женщиной, торгующей молоком, речь рассказчика не звучит как сказ, это простой литературный язык. Постепенно, с углублением в жизнь Матрёны языковая стихия захватывает его. Особенно ярко это проявляется в абзаце, где намеренно смешивается речь рассказчика и несобственно прямая речь Матрёны:
«Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без подушки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на неё не каждый месяц, но, налетев, — держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите».
Произведение Солженицына «Матренин двор» похоже на очерк.
Объяснение:
т.к. Очерк - это небольшой документальный рассказ с кратким описанием жизненных событий. В очерке о событиях рассказывает именно автор, в произведении есть рассказчик, которой поселился у Матроны. Герои не вымышлены, а реально существовали.
В чем трагизм жизни судьбы Матрёны? Вся жизнь героини строиться на трагических ситуациях, все пропитано трагедиями.
Она должна была выйти замуж за Фаддея Мироновича, но тот пропал на войне без вести. Она выходит замуж за брата Фаддея, уже не веря в то, что ее любимый вернется живым. Но он возвращается и говорит, что “если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих”. У Матрены умирали дети, ее муж не вернулся с войны. И возможно это мелочь, но ушедшая со двора и пропавшая кошка, тоже пропитана трагедией.
Трагизм судьбы Матрены в том, каким образом она умерла, в том, что в этом виновен человек, которого она любила. И даже ее сестры плакали на похоронах лишь “для вида”, но тут стоит отметить, что Кира очень любила приемную мать и испытывала настоящую боль из-за ее ухода.
И весь этот трагизм будто подчеркивается последними словами автора: “Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша”.