В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов бес глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы не нашли лучшего устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются». Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!» У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.
В произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мы видим необычный сюжет, за которым скрывается обычная реальность. Автор показывает нам, насколько глуп и прост «мужик» и насколько хитры и эгоистичны «генералы».Во время морского путешествия генералы без устали бранят мужика «за его тунеядство», а он в ответ лишь старается угодить им, всячески заботится о них. В действиях мужика проявляется привычка бездумно подчиняться тем, кого он считает господами. Горькая и едкая сатира звучит в последних строках «Повести о том. Как один мужик двух генералов прокормил»: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Мужик в сказке Салтыкова-Щедрина – э то образ народной силы, не осознающей собственного значения и собственной мощи. Он не задумывается о причинах своего зависимого положения, принимая его как должное. Здесь сказывается вековая забитость крепостного крестьянина, на которого смотрят как на товар, вещи, которую можно продать, купить или обменять. В мужике еще не пробудилось чувство собственного достоинства, протест против существующего порядка. Салтыков-Щедрин в ряде своих сказок проводит мысль о том, что притеснители народа вовсе не всемогущи, как это может представиться устрашенному сознанию угнетенных. И в рассматриваемой нами сказке генералы выглядят скорее смешно, чем угрожающе. На фоне их полнейшей неосведомленности обо всем, кроме «Московских ведомостей» и узкого круга служебных интересов, их совершеннейшее бес в непривычной обстановке, причем довольно благоприятной, ирония писателя, рисующего мужика-силача, покорно принимающего на себя обязанность прислуживать генералам, всю жизнь просидевшим в регистратуре, особенно горька. Салтыков-Щедрин сумел в небольших по размеру, но емких по содержанию «Сказках для детей изрядного возраста» отразить реалии современного ем общества. Но, как и все великие произведения, многие из них не утратили своего значения и сегодня.
Мужик в сказке Салтыкова-Щедрина – э то образ народной силы, не осознающей собственного значения и собственной мощи. Он не задумывается о причинах своего зависимого положения, принимая его как должное. Здесь сказывается вековая забитость крепостного крестьянина, на которого смотрят как на товар, вещи, которую можно продать, купить или обменять. В мужике еще не пробудилось чувство собственного достоинства, протест против существующего порядка. Салтыков-Щедрин в ряде своих сказок проводит мысль о том, что притеснители народа вовсе не всемогущи, как это может представиться устрашенному сознанию угнетенных. И в рассматриваемой нами сказке генералы выглядят скорее смешно, чем угрожающе. На фоне их полнейшей неосведомленности обо всем, кроме «Московских ведомостей» и узкого круга служебных интересов, их совершеннейшее бес в непривычной обстановке, причем довольно благоприятной, ирония писателя, рисующего мужика-силача, покорно принимающего на себя обязанность прислуживать генералам, всю жизнь просидевшим в регистратуре, особенно горька.
Салтыков-Щедрин сумел в небольших по размеру, но емких по содержанию «Сказках для детей изрядного возраста» отразить реалии современного ем общества. Но, как и все великие произведения, многие из них не утратили своего значения и сегодня.