В обоих рассказах главные герои - мальчишки, которые поначалу раздражают своих учительниц: первый -тем, что громко зевает на уроках, и как только прозвенит звонок с последнего урока, срывается с места и убегает прочь, второй - тем, что постоянно опаздывает на первый урок. В обоих рассказах учительницы сначала думают о мальчишках плохо и начинают своего рода "учительское расследование", но обе с удивлением узнают, что мальчишки, наоборот, очень хорошие. В рассказе "Багульник" учительница выясняет, что после школы мальчик заботится о чужих собаках: одного пса хозяева, уехавшие в отпуск, заперли на балконе без еды, и мальчик по приставной лестнице каждый день лазает на этот балкон, чтобы покормить и выгулять собаку, второй пёс принадлежит старичку-инвалиду, который не может выводить его гулять, у третьего (точно не помню) болеет хозяин. Ухаживая за чужими собаками, мальчик так устаёт, что делает допоздна уроки, и поэтому в школе зевает. В рассказе "Зимний дуб" учительница, пока идёт к мальчику домой, чтобы поговорить о его опозданиях с матерью, сама не может пройти мимо прекрасного зимнего дуба, о котором с таким восторгом рассказывал ей ученик. Она понимает, что мальчик просто очень ценит прекрасное. В довершение всего, учительница обнаруживает, что залюбовавшись зимним дубом, сама опаздывает. Оба рассказа учат тому, что нельзя поверхностно судить о человеке. а выпиши самое главное!