Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Случайная. встреча, невзначай брошенное слово, найденные деньги - любая из этих мелочей может коренным образом повернуть русло человеческой жизни. Закономерны ли случайности? Фатализм всегда был отличительной чертой русского менталитета, которая нашла своё отражение и в литературе. Так, М.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» целую главу посвятил осмыслению этой проблемы.
Иван Тургенев в период творческой зрелости задумался над вечной проблемой: формирует ли судьба человека или человек - судьбу? В цикле его стихотворений в прозе есть одна яркая запоминающаяся миниатюра - «Мы ещё повоюем!» Это произведение написано по всем канонам
лирической прозы. Стихотворение в прозе — это лироэпическое произведение. Оно, по сути, должно быть бессюжетно.
В миниатюре И.Тургенева также нет сюжета как целостной системы событий. Но поток переживаний, раздумий, ассоциаций, воспоминаний лирического героя очень разветвлён и разнообразен.
Композиционно стихотворение соотносится с рассуждением. Тема произведения вынесена в первый абзац. В следующих абзацах она раскрывается на конкретном примере, а в финале делается вывод.
К раздумьям о смысле жизни лирического героя побуждает встреча с воробьиной стаей. Пред этим мы видим рассказчика унылым и грустным: тяжёлые мысли обуревают его. Лирический субъект полон нехороших предчувствий: наверняка должно случиться что-то ужасное. Автор держит читателя в напряжении, не торопится описывать события. Произведение оформлено так, что создаётся ощущение накатывания волн на берег: в тексте двенадцать предложений и десять абзацев; каждый новый абзац неожиданно обдаёт нас «брызгами» - деталями, дополняющими общую картину.
В самом начале произведения появляется мотив дороги - жизненного пути героя. Она стрелой уходит вдаль, и неизвестно, что подстерегает там путника. Одной из важных вех на этом пути становится встреча странника с воробьиной стаей. Сразу становится ясно, что пересечение линий судеб этих живых существ несёт в себе что-то радостное. И действительно, картина, увиденная лирическим героем, мыслится как счастливое предзнаменование. Умиротворяющий пейзаж передать радостное настроение птичек. Поэтому в пятом и шестом абзацах так много ярких красок и слов, обозначающих активное действие («раззолоченная ярким летним солнцем», «прыгала гуськом», «прыгала бойко, забавно, самонадеянно», «выпуча зоб и дерзко чирикая»). Все предложения здесь восклицательные - это усиливает впечатление на интонационном уровне. Автор особенно выделяет одного воробышка - гордого, дерзкого, бойкого - и называет его-«завоевателем». Образ этой птички вселил в лирического героя надежду: возможно, не так всё плохо в этой жизни, как кажется.
Однако суровая реальность не сдаёт позиций: в небе кружит ястреб. Образ этого хищника является символом далекой, но неминуемой опасности. Автор призывает быть настороже и не терять бдительность: этих ястребов много развелось в голубом небе, и они неустанно следят за нами, выжидая
удобного момента.
Всё увиденное герой переносит на себя. Тяжкие думы, невзгоды - всё «отлетает прочь». Жизнелюбивый воробей придаёт путнику энергию, бодрость, возвращает ему интерес к жизни. Создаётся впечатление, что в маленькой птице сосредоточен источник оптимизма, и странник зачерпнул
оттуда горсть хорошего настроения.
Финал произведения вселяет надежду: «И пускай надо мной кружит мной ястреб.
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Путник продолжает идти по дороге "жизни, но не понуро склонив голову, а смело смотря вперёд.
К сожалению, сам И.Тургенев не смог насладиться жизнью в полной мере и, как тот воробышек, попал в когти своего ястреба. У писателя была тяжёлая судьба: из-за полемики с Н.Некрасовым и Н.Добролюбовым он ушёл из журнала «Современник» и уехал .за границу. Всю оставшуюся жизнь автор вынужден был жить на чужбине. Как ястреб, на писателя обрушилась тяжелейшая болезнь - рак позвоночника. И.Тургенев, как и любой человек перед лицом смерти, отчаянно боролся за жизнь. Его оптимизм нашёл отражение в стихах в прозе. Будучи тяжело больным, писатель не терял надежды»; вернуться на родину. Возможно, греясь возле камина в Париже, он повторял про. себя:
Объяснение:
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Случайная. встреча, невзначай брошенное слово, найденные деньги - любая из этих мелочей может коренным образом повернуть русло человеческой жизни. Закономерны ли случайности? Фатализм всегда был отличительной чертой русского менталитета, которая нашла своё отражение и в литературе. Так, М.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» целую главу посвятил осмыслению этой проблемы.
Иван Тургенев в период творческой зрелости задумался над вечной проблемой: формирует ли судьба человека или человек - судьбу? В цикле его стихотворений в прозе есть одна яркая запоминающаяся миниатюра - «Мы ещё повоюем!» Это произведение написано по всем канонам
лирической прозы. Стихотворение в прозе — это лироэпическое произведение. Оно, по сути, должно быть бессюжетно.
В миниатюре И.Тургенева также нет сюжета как целостной системы событий. Но поток переживаний, раздумий, ассоциаций, воспоминаний лирического героя очень разветвлён и разнообразен.
Композиционно стихотворение соотносится с рассуждением. Тема произведения вынесена в первый абзац. В следующих абзацах она раскрывается на конкретном примере, а в финале делается вывод.
К раздумьям о смысле жизни лирического героя побуждает встреча с воробьиной стаей. Пред этим мы видим рассказчика унылым и грустным: тяжёлые мысли обуревают его. Лирический субъект полон нехороших предчувствий: наверняка должно случиться что-то ужасное. Автор держит читателя в напряжении, не торопится описывать события. Произведение оформлено так, что создаётся ощущение накатывания волн на берег: в тексте двенадцать предложений и десять абзацев; каждый новый абзац неожиданно обдаёт нас «брызгами» - деталями, дополняющими общую картину.
В самом начале произведения появляется мотив дороги - жизненного пути героя. Она стрелой уходит вдаль, и неизвестно, что подстерегает там путника. Одной из важных вех на этом пути становится встреча странника с воробьиной стаей. Сразу становится ясно, что пересечение линий судеб этих живых существ несёт в себе что-то радостное. И действительно, картина, увиденная лирическим героем, мыслится как счастливое предзнаменование. Умиротворяющий пейзаж передать радостное настроение птичек. Поэтому в пятом и шестом абзацах так много ярких красок и слов, обозначающих активное действие («раззолоченная ярким летним солнцем», «прыгала гуськом», «прыгала бойко, забавно, самонадеянно», «выпуча зоб и дерзко чирикая»). Все предложения здесь восклицательные - это усиливает впечатление на интонационном уровне. Автор особенно выделяет одного воробышка - гордого, дерзкого, бойкого - и называет его-«завоевателем». Образ этой птички вселил в лирического героя надежду: возможно, не так всё плохо в этой жизни, как кажется.
Однако суровая реальность не сдаёт позиций: в небе кружит ястреб. Образ этого хищника является символом далекой, но неминуемой опасности. Автор призывает быть настороже и не терять бдительность: этих ястребов много развелось в голубом небе, и они неустанно следят за нами, выжидая
удобного момента.
Всё увиденное герой переносит на себя. Тяжкие думы, невзгоды - всё «отлетает прочь». Жизнелюбивый воробей придаёт путнику энергию, бодрость, возвращает ему интерес к жизни. Создаётся впечатление, что в маленькой птице сосредоточен источник оптимизма, и странник зачерпнул
оттуда горсть хорошего настроения.
Финал произведения вселяет надежду: «И пускай надо мной кружит мной ястреб.
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Путник продолжает идти по дороге "жизни, но не понуро склонив голову, а смело смотря вперёд.
К сожалению, сам И.Тургенев не смог насладиться жизнью в полной мере и, как тот воробышек, попал в когти своего ястреба. У писателя была тяжёлая судьба: из-за полемики с Н.Некрасовым и Н.Добролюбовым он ушёл из журнала «Современник» и уехал .за границу. Всю оставшуюся жизнь автор вынужден был жить на чужбине. Как ястреб, на писателя обрушилась тяжелейшая болезнь - рак позвоночника. И.Тургенев, как и любой человек перед лицом смерти, отчаянно боролся за жизнь. Его оптимизм нашёл отражение в стихах в прозе. Будучи тяжело больным, писатель не терял надежды»; вернуться на родину. Возможно, греясь возле камина в Париже, он повторял про. себя:
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!
26 Августа 2011