Лопахин, с одной стороны, богат, обеспечен, имеет реальный взгляд на вещи и явления. Хотя и «невзначай» , но он стал владельцем старинного имения, огромного вишневого сада. С другой стороны, Лопахин — нищий, «ничего не понял» , как в книге, которую читал в начале пьесы. Вишневый сад во всей многогранности этого понятия никогда не станет его достоянием. Духовные возможности дельца и «хищника» Лопахина ограничены. Он не купил тот вишневый сад, о котором мечтал. Внутренний конфликт героя сводится к невозможности обладания садом в символическом значении. Лопахин понимает, что покупает только реальный сад — землю и деревья. Идею красоты и гармонии мира приобрести за деньги нельзя. Герой может только срубить сад, и он его рубит. Лопахин остро ощущает свое несовершенство, интуитивно чувствует, что богатство и деловой расчет не защищают его от сложностей и нелепостей жизни, что истинный смысл существования для него по-прежнему «закрыт» : «О, скорее бы все это скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь» . Лопахин, как и все герои пьесы, — «недотепа» , он не ощущает глубокой духовной связи времен. Этот персонаж не выходит за пределы настоящего и своих собственнических устремлений. В его словах есть только порыв к идеалу: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами... » Но сам он не «великан» . В душе Лопахина живет только влюбленность в Раневскую, он с нежностью вспоминает о добре, которое она когда-то проявила к нему. Сам же он не любит до самозабвения ни женщину, ни Россию. К своим героям Чехов относится с позиций высокой нравственной требовательности. Он никогда не разделяет персонажей на положительных и отрицательных. При создании образа Лопахина выявляется та же авторская объективность и всесторонний подход к обрисовке характера. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги. В то же время автор заставляет не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить землю к опустошению, уничтожению прекрасного. В финале важна деталь: слышится стук топора по вишневым деревьям. По Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит.. . Его последняя самодовольная фраза воспринимается иронически: «За все могу заплатить! » По Чехову, Лопахин не может купить красоту, духовность. Герой не достоин «вишневого сада» , потому что в Лопахине делец побеждает «тонкую и нежную душу» .
Лопахин остро ощущает свое несовершенство, интуитивно чувствует, что богатство и деловой расчет не защищают его от сложностей и нелепостей жизни, что истинный смысл существования для него по-прежнему «закрыт» : «О, скорее бы все это скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь» .
Лопахин, как и все герои пьесы, — «недотепа» , он не ощущает глубокой духовной связи времен. Этот персонаж не выходит за пределы настоящего и своих собственнических устремлений. В его словах есть только порыв к идеалу: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами... » Но сам он не «великан» . В душе Лопахина живет только влюбленность в Раневскую, он с нежностью вспоминает о добре, которое она когда-то проявила к нему. Сам же он не любит до самозабвения ни женщину, ни Россию.
К своим героям Чехов относится с позиций высокой нравственной требовательности. Он никогда не разделяет персонажей на положительных и отрицательных. При создании образа Лопахина выявляется та же авторская объективность и всесторонний подход к обрисовке характера. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги. В то же время автор заставляет не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить землю к опустошению, уничтожению прекрасного.
В финале важна деталь: слышится стук топора по вишневым деревьям. По Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит.. . Его последняя самодовольная фраза воспринимается иронически: «За все могу заплатить! » По Чехову, Лопахин не может купить красоту, духовность. Герой не достоин «вишневого сада» , потому что в Лопахине делец побеждает «тонкую и нежную душу» .