Легенда о Ларре входит в рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. В рассказ вошли две «легенды»: легенда о Ларре и легенда о Данко, а также рассказ старухи о мужчинах, которых она любила на протяжении жизни.
Большинство рецензий, которые представлены на сегодняшний день утверждают, что сам рассказ построен на противопоставлении двух образов - эгоистичного Ларры и самоотверженного Данко, который вырвал сердце, чтобы свой народ.
Как известно, Максим Горький, выполнявший роль "буревестника революции" и будучи одним из лучших друзей Иосифа Виссароионовича Сталина, не мог писать иначе и мне кажется, что воспринимать литературу Горького как художественную в широком понимании этого слова будет ошибкой. Произведения Максима Горького служили мощным инструментом для построения нового социалистического государства в тяжелейших условиях разрухи, голода, безграмотности и другого наследия царского режима. Горький не мог писать иначе - это было бы предательством с его стороны, стоило бы жизни тысячам. Индивидуализм мог бы быть опасен в то время так же, как взрыв атомной бомбы сегодня. Предстояло создавать страну заново. Народ был измучен нещадной эксплуатацией "высшим классом" (достаточно вспомнить записи Гиляровского о положении дела на заводах, в городах. Хитровском рынке и многое другое). Стране нужна была новая мораль, порицающая индивидуализм Ларры и возвеличивающая подвиг Данко над всем миром. Мораль, обличенная в родную, понятную для простого, недавно научившегося читать, бывшего холопа или подневольного рабочего, а ныне - свободного и смелого человека, форму были. Лично для меня "Легенда о Ларре" - настоящая литература, которая не прячется за недомолвками, тайными смыслами, сатирой или морализаторством. Да, она страшна, сильна, романтична и в то же время невозможно жестока в своей однобокости (речь идет о временах, когда пулю в лоб пускали без суда и следствия, что белые, что красные, что про бандиты можно). Но в чем её - литературу раннего СССР обвинить нельзя (в частности Горького) - так это в её бесполезности. Она стала оружием победы, не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом и кровавом. Люди, вдохновившись, брались за оружие, убивали, вешали, ссылали, строили великую империю, жертвовали собой, били фашистов, терпели ужасные пытки, шли на верную смерть и становились героями, подвиги которых все так же захватывают дух и оставляют тебя в раздумье на месяцы, а то и годы. (Ну а мы по традиции остались ни с чем :-) )
Стандартные вопросы ниже:
Кто является главным героем первой легенды?
Кто родители Ларры?
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?Как относится герой к другим людям? Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?Как заканчивается рассказ?
Большинство рецензий, которые представлены на сегодняшний день утверждают, что сам рассказ построен на противопоставлении двух образов - эгоистичного Ларры и самоотверженного Данко, который вырвал сердце, чтобы свой народ.
Как известно, Максим Горький, выполнявший роль "буревестника революции" и будучи одним из лучших друзей Иосифа Виссароионовича Сталина, не мог писать иначе и мне кажется, что воспринимать литературу Горького как художественную в широком понимании этого слова будет ошибкой. Произведения Максима Горького служили мощным инструментом для построения нового социалистического государства в тяжелейших условиях разрухи, голода, безграмотности и другого наследия царского режима. Горький не мог писать иначе - это было бы предательством с его стороны, стоило бы жизни тысячам. Индивидуализм мог бы быть опасен в то время так же, как взрыв атомной бомбы сегодня. Предстояло создавать страну заново. Народ был измучен нещадной эксплуатацией "высшим классом" (достаточно вспомнить записи Гиляровского о положении дела на заводах, в городах. Хитровском рынке и многое другое).
Стране нужна была новая мораль, порицающая индивидуализм Ларры и возвеличивающая подвиг Данко над всем миром. Мораль, обличенная в родную, понятную для простого, недавно научившегося читать, бывшего холопа или подневольного рабочего, а ныне - свободного и смелого человека, форму были.
Лично для меня "Легенда о Ларре" - настоящая литература, которая не прячется за недомолвками, тайными смыслами, сатирой или морализаторством. Да, она страшна, сильна, романтична и в то же время невозможно жестока в своей однобокости (речь идет о временах, когда пулю в лоб пускали без суда и следствия, что белые, что красные, что про бандиты можно). Но в чем её - литературу раннего СССР обвинить нельзя (в частности Горького) - так это в её бесполезности. Она стала оружием победы, не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом и кровавом. Люди, вдохновившись, брались за оружие, убивали, вешали, ссылали, строили великую империю, жертвовали собой, били фашистов, терпели ужасные пытки, шли на верную смерть и становились героями, подвиги которых все так же захватывают дух и оставляют тебя в раздумье на месяцы, а то и годы. (Ну а мы по традиции остались ни с чем :-) )
Стандартные вопросы ниже:
Кто является главным героем первой легенды?
Кто родители Ларры?
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?Как относится герой к другим людям? Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?Как заканчивается рассказ?