мне умоляю вас Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
Нет, бог с ним, с морем!..
Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
1. Выпишите из текста лексические повторы (повторения слов). Определите их роль в тексте
2. Как создается автором звуковой образ моря? Выпишите примеры звукописи.
4. В чем особенности композиции отрывка? Как соотносятся начало и конец текста?
4. В чем особенности композиции отрывка? Как соотносятся начало и конец текста?
Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
Нет, бог с ним, с морем!..
Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
Объяснение:
1. 1) ... нет ничего грандиозного, дикого...; да и зачем оно, это дикое и грандиозное; (подчёркивается определённое свойство моря, гор, пропастей: они пустынны, безжизненны, устрашают, внушают уныние);
2) ... одну и ту же песнь..., один и тот же стон, одни и те же жалобы; (подчёркивается отсутствие разнообразия, свойственного жизни);
3) голос человека, сам человек, не для увеселения человека, отступилось от людей (подчёркивается не отвлечённая красота диковинных для равнинного жителя мест, а враждебность их человеку).
2. Автор использует приём аллитерации (повтор определённых согласных звуков, создающих звуковой образ моря). С этого приёма он передаёт грохот и гул моря (рев, раскаты, твердят, мрачного и неразгаданного содержания, пронзительные голоса), шум и стоны волн, враждебность моря человеку (жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; птицы не щебечут). Используется также приём ассонанса (повторение определённых гласных звуков, создающих звуковой образ). Тук повтором звуков у, ы подчёркивается завывание моря, унылый, безрадостный полёт птиц над бушующей бездной: (птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой).
3. Отрывок представляет собой рассуждение с элементами описания. Он начинается оценкой Обломовки: "Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
Что за чудный край! ", и отрицанием всего "дикого, грандиозного". Это тезис, основная мысль отрывка.
Основная часть строится на противопоставлении мирного уголка земли, Обломовки, и всего "грандиозного, дикого" в природе, что обычно принято считать интересным и достойным внимания. Дикое, грозное море противопоставлено робкому, слабому человеку, ищущему поддержки, защиты, уюта, и не находящему этого в грандиозных картинах дикой природы, перед которой человек чувствует себя маленьким, слабым и беззащитным. Описывая безжизненность, враждебность, однообразие моря, автор готовит читателя к радостному восприятию картины мирной, благословенной Богом жизни в Обломовке: " Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой". Автор возвращает читателя к прозвучавшей в начале отрывка мысли о благословенности уголка, в который сон перенёс Обломова.
При этом в авторской интонации слышны не нотки осуждения, гнева, насмешки, а мирное признание, что мир многообразен, и смиренный, но решительный выбор в пользу "благословенного уголка". Это подчёркнуто повтором: фраза "Бог с ним!" в начале отрывка повторяется в конце отрывка: "Нет, бог с ним, с морем!.. "