Непонятно, кто это - "баба или мужик"(Чичиков решил, что перед ним ключница) . "...платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы... "; "...маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши... " (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька). Выразительно раскрывается характер Плюшкина в сцене купли-продажи «мертвых душ» . Здесь в первую очередь обращает внимание его реакция на предложение Чичикова: от радости Плюшкин лишается на какое-то мгновение дара речи, но уже в следующую минуту к нему возвращаются привычные страх и забота - ведь купчая крепость повлечет за собой издержки! Не менее характерно и другое. Как и Собакевич, Плюшкин не просто отдает Чичикову списки умерших крестьян, а долго торгуется с ним. Но если расчетливый и практичный Собакевич сразу запрашивает «по сту рублей за штуку» , то Плюшкин, утративший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две» . При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть».