в классической сказке снегурочка - это галатея, слепленная из снега бездетными стариками. дочка, как известно, потом растаяла - но, что характерно, не просто из-за «наступившего лета» , а в тот момент, когда прыгала через костёр. да, летом ей было плохо, грустно, нездоровилось и т. п.. но превращаться в облачко она всё же не собиралась. а вот когда через костёр прыгали - растаяла.
понять это несложно - прыганье через костёр есть довольно древний девичий ритуал, несущий в себе богатую символическую нагрузку. прыгают в ночь на ивана купалу - «ярильную ночь» , единственную, когда по идее кто угодно может отдаться кому угодно; и сам прыжок через костёр символизирует прохождение через огонь страсти - из которого человек, по идее, должен выйти несгоревшим. и то, что девочка-снегурочка не прошла этого испытания, есть однозначный намёк на конфликт стихий - т. е. как она «не просто девочка» , а воплощение зимнего холода и бесстрастия, так и огонь - не просто огонь, а воплощение летнего, «ярильного» жара и страсти. огонь и вода - соединившись вместе, в борьбе-единстве, они аннигилировали, оставив после себя «облачко» .
в этом смысле ничего удивительного в том, что островскому удалось развернуть этот сказочный сюжет в свою романтическую драму. его снегурочка - это, разумеется, уже образ из девятнадцатого века - не девочка-"дочка", а юная прекрасная девушка, созданная для любви и парадоксальным образом в ней же и обречённая погибнуть. на это указывают личности родителей - мороз и весна.
все действующие лица страны берендеев - это фигуры в руках стихий, выясняющих отношения между собой посредством излома людских судеб. но и не только людских - также и судеб собственных детей.
в сказке таковых - двое.
лель обвинил снегурочку в том, что она холодная, бесчувственная и лишённая жизни ледышка - и она, обиженная, пошла к матери просить этих самых чувств. но, вернувшись от мамы «с чувствами» , направила их отнюдь не на леля, а на мизгиря.
почему не на леля? просто: она и не могла испытывать к нему никаких чувств. он, её главный враг - тот, который сломал её внутреннюю защиту от всеуничтожающего «ярильного жара» - и вместе с тем её брат. сводный. он - сын весны от ярилы. их духовная борьба - борьба губительной «зимней стужи» бесстрастия, олицетворяемого снегурочкой, и всеуничтожающего, яростного огня жизни, «посланником» которого выступает лель. они оба - особенные, отмеченные, дети богов; именно поэтому купава не имеет никаких шансов конкурировать со снегурочкой за мизгиря, а сама снегурочка в состоянии устоять перед любым сколь угодно настойчивым «ухажёром» , но пасует перед лелем.
что же до самих богов, то их битва осталась за кадром. хотя понятно, что весна когда-то была с ярилом, и потом ушла от него к морозу (с позиций которого, в целом, и написан текст) . и в свете этого ненависть ярилы к снегурочке - это его ненависть к их союзу и его плоду; причём характерно, что оба знают с самого начала об этой ненависти и о ней дочь. непонятно даже, что являлось более желаемой целью для ярилы - вернуть себе весну или отомстить ей. похоже, что второе - ибо ярило описывается как жестокий, не знающий пощады испепеляющий бог. соответственно, родителей была защитить чадо; и именно этого им сделать не удалось.
ответ:
в классической сказке снегурочка - это галатея, слепленная из снега бездетными стариками. дочка, как известно, потом растаяла - но, что характерно, не просто из-за «наступившего лета» , а в тот момент, когда прыгала через костёр. да, летом ей было плохо, грустно, нездоровилось и т. п.. но превращаться в облачко она всё же не собиралась. а вот когда через костёр прыгали - растаяла.
понять это несложно - прыганье через костёр есть довольно древний девичий ритуал, несущий в себе богатую символическую нагрузку. прыгают в ночь на ивана купалу - «ярильную ночь» , единственную, когда по идее кто угодно может отдаться кому угодно; и сам прыжок через костёр символизирует прохождение через огонь страсти - из которого человек, по идее, должен выйти несгоревшим. и то, что девочка-снегурочка не прошла этого испытания, есть однозначный намёк на конфликт стихий - т. е. как она «не просто девочка» , а воплощение зимнего холода и бесстрастия, так и огонь - не просто огонь, а воплощение летнего, «ярильного» жара и страсти. огонь и вода - соединившись вместе, в борьбе-единстве, они аннигилировали, оставив после себя «облачко» .
в этом смысле ничего удивительного в том, что островскому удалось развернуть этот сказочный сюжет в свою романтическую драму. его снегурочка - это, разумеется, уже образ из девятнадцатого века - не девочка-"дочка", а юная прекрасная девушка, созданная для любви и парадоксальным образом в ней же и обречённая погибнуть. на это указывают личности родителей - мороз и весна.
все действующие лица страны берендеев - это фигуры в руках стихий, выясняющих отношения между собой посредством излома людских судеб. но и не только людских - также и судеб собственных детей.
в сказке таковых - двое.
лель обвинил снегурочку в том, что она холодная, бесчувственная и лишённая жизни ледышка - и она, обиженная, пошла к матери просить этих самых чувств. но, вернувшись от мамы «с чувствами» , направила их отнюдь не на леля, а на мизгиря.
почему не на леля? просто: она и не могла испытывать к нему никаких чувств. он, её главный враг - тот, который сломал её внутреннюю защиту от всеуничтожающего «ярильного жара» - и вместе с тем её брат. сводный. он - сын весны от ярилы. их духовная борьба - борьба губительной «зимней стужи» бесстрастия, олицетворяемого снегурочкой, и всеуничтожающего, яростного огня жизни, «посланником» которого выступает лель. они оба - особенные, отмеченные, дети богов; именно поэтому купава не имеет никаких шансов конкурировать со снегурочкой за мизгиря, а сама снегурочка в состоянии устоять перед любым сколь угодно настойчивым «ухажёром» , но пасует перед лелем.
что же до самих богов, то их битва осталась за кадром. хотя понятно, что весна когда-то была с ярилом, и потом ушла от него к морозу (с позиций которого, в целом, и написан текст) . и в свете этого ненависть ярилы к снегурочке - это его ненависть к их союзу и его плоду; причём характерно, что оба знают с самого начала об этой ненависти и о ней дочь. непонятно даже, что являлось более желаемой целью для ярилы - вернуть себе весну или отомстить ей. похоже, что второе - ибо ярило описывается как жестокий, не знающий пощады испепеляющий бог. соответственно, родителей была защитить чадо; и именно этого им сделать не удалось.