Кто же чацкий: победитель или побежденный? и.а. гончаров писал о главном герое комедии «горе от ума»: «чацкий сломлен количеством старой силы. нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». в словах гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. так кто чацкий: победитель или побежденный? в комедии «горе от ума представлен сложный процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. этот процесс не может произойти в одночасье. требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления. в пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» — чацким, незаурядным умом и желанием действовать во благо своего отечества. старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм. уже в заглавии комедии грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье. в любви чацкий однозначно терпит поражение. софья предпочла чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. а умение «подслужиться» важно в свете. и фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю максима петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. для чацкого же это унижение. он говорит, что «служить бы рад, — прислуживаться тошно». и это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным. любовный конфликт порождает конфликт чацкого с фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. вся комедия – словесная борьба чацкого с московским дворянством. герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. главному герою комедии противно, что фамусов считает ученье «чумой», что скалозуб получил чин полковника не с личных заслуг, а с связей, что молчалин всячески старается угодить фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо отечества. представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. они по-другому жить не умеют и не готовы. поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что чацкий «не в своем уме». объявив чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. герой покидает москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. кажется, что уезжает чацкий побежденным. однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является чацкий – победителем или побежденным – в комедии «горе от ума». он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. но он остался верен своим , и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. вокруг него соберутся единомышленники. кстати, они упоминаются и в пьесе. например, двоюродный брат скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом. чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. позднее это покажет . этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. борьба старого с новым не может длиться вечно. она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. потому-то, как пишет гончаров, в этой комедии чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин».