Миф о прометее послужил основой для создания произведений
разных родов и видов искусства. им вдохновлялись художники, скульпторы,
поэты, драматурги. мастера всех времѐн, обращавшиеся к образу прометея,
собирали его по «кусочкам» и по-своему расставляли акценты, подчеркивая
те или иные стороны его личности. по-разному оценивались мотивы его
поступка, словно каждый век вливал в него кровь своих стремлений.
прочитайте стихотворение поэта якова полонского
«прометей» (1880-1885 рассмотрите репродукции полотен художников
питера пауля рубенса «прометей прикованный» и пьеро ди козимо
«легенда о прометее» xvi в., а также рельеф саркофага «прометей,
первого человека» (iii в. до н.э.)
ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом.
вопросы:
1. каким предстаѐт в стихотворении я.полонского прометей? и что
вносят в этот образ произведения живописи, скульптуры?
2. рассмотрите барельеф, созданный в iii в до н.э. какой эпизод мифа о
прометее в нѐм запечатлѐн? какое отношение прометея к своему
творению – первому человеку – отражено на нѐм?
3. что сближает картины двух художников - пьеро ди козимо (xvi век)
(«легенда о прометее») и питера пауля рубенса (xvi - xvii век)
(«прометей прикованный»)?
4. что нового в облик прометея вносят художники, используя
композицию, ракурс, позу титана, выражение лица? каким показан
гефест, приковывающий титана к скале? что олицетворяет орѐл,
клюющий печень мученика?
5. какой эпизод (эпизоды) мифа о прометее отражѐн в стихотворении
поэта я.полонского?
6. почему стихотворение написано от 1 лица?
7. чем вызваны ярость зевса и гнев богов?
8. каким предстаѐт прометей в стихотворении я. полонского?
9. чего больше – героического или трагического, по мнению поэта, было в
судьбе прометея?
10.какую роль выполняет смена ритма стихотворения?
11.как лирический герой стихотворения относится к страданиям,
посланным ему ?