Впервую очередь, произведение «мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и мцыри около горного потока. однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. любовь к отчизне и жажды воли становятся для мцыри главнее других жизненных событий. лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы? ». и только дни побега наполнены для мцыри смыслом. несмотря на глубокий патриотизм мцыри, лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. воинственный юношеские мотивы воспеты лермонтовом с явной симпатией. даже своего отца и друзей, мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. в своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. однако, в своей душе мцыри остается настоящим воином. лишь единственный раз, в день своего побега, мцыри волю слезам. кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. стихия устрашила монахов, а мцыри чувствует с ней родство.