«майор мальчишку на лафете…» майор мальчишку на лафете. погибла мать. сын не простился с ней. за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней. его везли из крепости, из бреста. был исцарапан пулями лафет. отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет. отец был ранен, и разбита пушка. привязанный к щиту, чтоб не упал, прижав к груди заснувшую игрушку, седой мальчишка на лафете спал. мы шли ему навстречу из россии. проснувшись, он махал войскам рукой… ты говоришь, что есть еще другие, что я там был и мне пора домой… ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца. кто раз увидел этого мальчишку, домой прийти не сможет до конца. я должен видеть теми же глазами, которыми я плакал там, в пыли, как тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли. за все, чем мы с тобою дорожили, призвал нас к бою воинский закон. теперь мой дом не там, где прежде жили, а там, где отнят у мальчишки он. 2. 1 ответьте на вопросы. 2 на какую картину обращает внимание рассказчик особенно? 3 как вы понимаете слова: "ты говоришь, что есть еще другие, // что я там был и мне пора " 4 к кому обращается автор со словами: "ты это горе знаешь понаслышке, // а нам оно оборвало сердца"? 3. расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетание из данного стихотворение.
Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».
В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».
Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.