Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» Заполнить таблицу.
Черты фольклора
Исполнение «Песни…» гуслярами, стилизация народного речитативного стиха
Троекратные повторы
Постоянные эпитеты
Наличие обязательных композиционных элементов (запев, концовка)
Картина царского пира
Картина поединка с противником
Сцена хвастовства перед боем
Гибель героя в честном бою
Пивести примеры из поэмы
1. Исполнение "Песни про купца Калашникова" гуслярами и стилизация народного речитативного стиха. Гусляры - это музыканты, играющие на старинном инструменте подобном скрипке, что является типичным для народного музыкального исполнения в России. Речитативный стих - это особый способ речитативного чтения стихотворного произведения, характерный для народного речитатива. Такое исполнение и стиль стиха позволяют создать атмосферу народной песни и усилить контрастность конкретных сцен.
2. Троекратные повторы. В поэме многократно повторяются отдельные фразы и строки, что помогает выделить эмоциональные моменты и акцентировать внимание на ключевых моментах в повествовании. Троекратные повторы являются характерной чертой фольклора и помогают создать ритмичность и зрелищность.
3. Постоянные эпитеты. Эпитеты - это краткие характеристики предметов, явлений или событий. В этой поэме они используются для придания дополнительных качеств описанию персонажей или событий. На протяжении всей поэмы Лермонтов использует постоянные эпитеты для усиления образности и передачи эмоций.
4. Наличие обязательных композиционных элементов (запев и концовка). В народных песнях часто есть особые, характерные для данного жанра, композиционные элементы. В данной поэме есть специфичный «запев», повторяющийся в начале и в конце песни, а также «концовка» — заключительный стих, подводящий итоги сюжета и выражающий основную мысль произведения.
5. Картина царского пира. Одной из сцен, описываемых в поэме, является картина царского пира. Символичность и эффектность события помогает передать атмосферу великосветской жизни и создать контраст с последующими сценами.
6. Картина поединка с противником. История поэмы также включает в себя описание поединка героя с противником, что является типичной чертой народных эпических поэм и позволяет создать атмосферу сражения и опасности.
7. Сцена хвастовства перед боем. В поэме имеется сцена, где герой говорит о своей храбрости и готовности к бою. Подобные моменты перед сражением используются в народной эпике, чтобы показать героя в самых сильных чертах и усилить эффектность сюжета.
8. Гибель героя в честном бою. В традициях народного эпоса гибель героя в честном бою считается похвальной и героической. Таким образом, смерть героя в честном поединке также является типичной чертой народной эпической поэмы.
Примеры:
- Исполнение "Песни про купца Калашникова" гуслярами и стилизация народного речитативного стиха: "А что мне гордец..." и "И, говорит, пошел зерно ты драть, я глянул и ему ответил".
- Троекратные повторы: "Он идет, на нем седло ломит" и "Меж сестрами-девицами Наперебой гудят погоны".
- Постоянные эпитеты: "храбрый сынец", "ключ рощ", "мощный борец".
- Наличие обязательных композиционных элементов: "Запев": "Кто хочет слушать песню приятную, тому пой, купец Калашникову!", "Концовка": "Благодарите Господа вашего за милую нашу песню".
- Картина царского пира: "Царский стол; веешь, гонец, клубочком Поперек стола пролетел; снова Пушкин перо на бумаге алмазом затряс".
- Картина поединка с противником: "Слева за облоком зорь-жарячих в лицо дует царю Орех".
- Сцена хвастовства перед боем: "Игрушки положил все себе под воротник, и говорит: «Горе богу — взяли в стрелки!»".
- Гибель героя в честном бою: "Бледно замелькали огни спасительный крест; и вот уже гаршин остановил огонь ведьмин"... "Купец Калашников в синтях на покрывале плывет".
Таким образом, в поэме Лермонтова можно заметить ряд черт фольклора, которые создают народность произведению и придают ему особый колорит и настроение.