В произведении "Война и мир " есть для самого Толстого значимый и близкий по мировоззрению образ . Это образ Платона Каратаева. На все неразрешимые вопросы ,вставшие перед Безуховым в тот сложный период времени, устами Каратаева отвечает сам писатель. Такие же вопросы он ставил и перед собой, мучительно и скрупулезно находя на них ответы . Незлобивость , покорность, добродушие Платона Каратаева были нравственным ориентиром и для Толстого. Великое жизненное начало чистой души -вот основа этого человека и основа жизненных принципов. Спокойная деловитая мудрость ,веками заложенная в русском народе и передававшаяся из поколения в поколение, была и в Каратаеве. Это была мудрость ,закладывавшая основы человеколюбию , которую современным языком назвали бы гуманизмом. Это то, что окутывает любовью всех сирых и обиженных ,несмотря на их принадлежность сословию, народу, стране, положению в обществе . И потому каждый, кто соприкоснется раз с ее благотворной силой , навсегда поменяет душевный уклад .Такой же этап духовного становления произошел и с Пьером. "Стихийная сила " Каратаевской любви ко всему живому изменила его жизнь во всех ее категориях и стала мерилом во всех вопросах и задачах. Спустя долгие годы Безухов думал по поводу того или иного поступка или реакции на какое-то событие ,что бы сказал по этому поводу Каратаев- "одобрил бы или не одобрил". Так поступал и Лев Николаевич Толстой ,навсегда избрав мерилом своего жизненного пути эту безграничную любовь к людям и ко всем народам , за что его по праву считают "человеком мира".