В стихотворении "Деревня" Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства. Именуя себя "другом человечества", Пушкин говорит о "диком барстве", которое путём насилия "присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца". На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства. Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: "О, если б голос мой умел сердца тревожить! " Его пламенное желание - увидеть "народ неугнетённый" и взошедшую над его страной "прекрасную зарю свободы просвещённой". По своей композиции и языку стихотворение "Деревня", представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: "Я твой: я променял.. .Я твой: люблю сей тёмный сад... " Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: "Здесь барство дикое.. .Здесь рабство тощее.. .Здесь тягостный ярем.. .Здесь девы юные... " Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений. Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств"языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —"приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Он любит "мирный шум дубров", "тишину полей", "тёмный сад с его прохладой и цветами", "луг, уставленный душистыми скирдами", "двух озёр лазурные равнины". Каждый эпитет точен. Он или красочный ("двух озёр лазурные равнины"; "нивы полосаты"), или эмоционально-оценочный ("праздность вольную", "свободною душой"). Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное судьбой", "неумолимого владельца". Крестьянство — это "рабство тощее", обречённое влачить "тягостный ярем до гроба", это "дворовые толпы измученных рабов". Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении "Деревня", оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов ("двор цирцей", "оракулы веков"). Стихотворением "Деревня" пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.
очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.
Именуя себя "другом человечества", Пушкин говорит о "диком барстве", которое путём насилия "присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца". На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства. Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: "О, если б голос мой умел сердца тревожить! " Его пламенное желание - увидеть "народ неугнетённый" и взошедшую над его страной "прекрасную зарю свободы просвещённой".
По своей композиции и языку стихотворение "Деревня", представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: "Я твой: я променял.. .Я твой: люблю сей тёмный сад... " Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: "Здесь барство дикое.. .Здесь рабство тощее.. .Здесь тягостный ярем.. .Здесь девы юные... " Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств"языка поэта.
Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —"приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Он любит "мирный шум дубров", "тишину полей", "тёмный сад с его прохладой и цветами", "луг, уставленный душистыми скирдами", "двух озёр лазурные равнины". Каждый эпитет точен. Он или красочный ("двух озёр лазурные равнины"; "нивы полосаты"), или эмоционально-оценочный ("праздность вольную", "свободною душой").
Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное судьбой", "неумолимого владельца".
Крестьянство — это "рабство тощее", обречённое влачить "тягостный ярем до гроба", это "дворовые толпы измученных рабов".
Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении "Деревня", оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов ("двор цирцей", "оракулы веков").
Стихотворением "Деревня" пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.