говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. и пушечная канонада не могла заглушить его. никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. известный журналист александр верт, который почти всю войну провел в советском союзе, в книге "россия в войне 1941 –1945 гг. " свидетельствовал: "россия также, , единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как симонов и сурков, читал во время войны буквально каждый". уже на третий день войны было опубликовано стих-е в. лебедева-кумача "священная война", на кот. сразу откликнулся вдохновенной музыкой композитор а. александров. (впервые исполн. на вокзале 27 июня 1941 г.) .
потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: сергей наровчатов, михаил луконин, михаил львов, александр межиров, юлия друнина, сергей орлов, борис слуцкий, давид самойлов, евгений винокуров, константин вашенкин, григорий поженян, булат окуджава, николай панченко, анна ахматова, муса джалиль, петрусь бровка и многие другие. стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. в них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
мусса джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста.
в годы вов написаны сти-я:
м. исаковский "в прифронтовом лесу", "огонек", "девичья песня", "лучше нету того цвету", "услышь меня, хорошая", "снова замерло все до рассвета", "слово о россии", " женщине", "круши, карай неистовую силу! ".
а. фатьянов "на солнечной поляночке", "соловьи", "давно мы дома не были".
а. сурков - цикл стихотворений "письма в далёкое"(куда вошло известное сти-е, котор. стало песней "в землянке").
к. симонов - цикл стихов "с тобой и без тебя", стих-е "родина", "ты помнишь, алеша, дороги ", "убей его! "
а. сурков "россия", "вперёд! в наступленье! назад ни шагу! ", "предчувствие весны".
о. берггольц "февральский дневник" (1942 г. , февраль) , который построен как разговор автора с ленинградцами.
м. светлов "итальянец".
м. алигер "зоя" (поэма) , расказывающая о подвиге московской комсомолки зои космедемьянской.
п. антокольский "сын" (поэма) - поэтический реквием, в котором отец стремился выразить не только свою любовь и горе, но и страдания миллионов отцов и матерей погибших воинов. и еще много-много других.
поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью скоро распространяется на фронтах и в тылу. расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. военная переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. в качестве примера можно прочитать а. твардовского «василий теркин», м. алигер «зоя», п. антокольского «сын». поэма «василий теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. таким образом, поэзия в период вов приобрела огромное значение в культурной жизни народа.
основные жанровые группы военных стихов: лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая, лирико-эпическая (, поэмы). самые известные поэты военного времени: николай тихонов, александр твардовский, алексей сурков, ольга берггольц, михаил исаковский, константин симонов.
потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвалифронтовым, имена их теперь широко известны: михаил львов, александр межиров, юлия друнина, борис слуцкий, константин вашенкин, григорий поженян, б.окуджава, николай панченко, анна ахматова, и многие другие. стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения александра твардовского «партизанам смоленщины»: «встань, весь мой край поруганный, на врага! ».
поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили параллели: «слово о россии» михаила исаковского, «русь» демьяна бедного, «дума о россии» дмитрия кедрина, «поле славы» сергея васильева.
в ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. к тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («родина» к.симонова).
женщине-матери, простой женщине, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - посвятили поэты
(а.твардовский « о товарище»)
в той же тональности звучат стихи м.исаковского « женщине», строки из стихотворения к.симонова «ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…».
суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи а.прокофьева («товарищ, ты видел…»), а.твардовского (« о товарище») и многих других поэтов.
серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. так, муза анны ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. в стихотворении «мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:
«василий теркин» а.твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи великой отечественной. если у а.прокофьева в лиро-эпической поэме «россия» на первом плане образ родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики шумовы) изображены в символически-обобщенной манере, то у твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ василия теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы великой отечественной войны.
в бессмертном образе василия теркина воплотились с особой силой черты национального характера той эпохи. демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов фольклора.
стихотворение к. симонова «ты помнишь, алеша, дороги » (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и родины.
стихотворение «жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. над любовью не властно время, обстоятельства. многократные повторения слова «жди». в первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. словами «жди, » начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание .
а. сурков знаменит стихотворением «бьется в тесной печур¬ке » (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. в трагических обстоятельствах войны («до тебя мне дойти нелегко, / а до смерти че¬тыре шага») моральной опорой человеку служит лю¬бовь («мне в холодной землянке тепло / от твоей нега¬симой любви»).
говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. и пушечная канонада не могла заглушить его. никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. известный журналист александр верт, который почти всю войну провел в советском союзе, в книге "россия в войне 1941 –1945 гг. " свидетельствовал: "россия также, , единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как симонов и сурков, читал во время войны буквально каждый". уже на третий день войны было опубликовано стих-е в. лебедева-кумача "священная война", на кот. сразу откликнулся вдохновенной музыкой композитор а. александров. (впервые исполн. на вокзале 27 июня 1941 г.) .
потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: сергей наровчатов, михаил луконин, михаил львов, александр межиров, юлия друнина, сергей орлов, борис слуцкий, давид самойлов, евгений винокуров, константин вашенкин, григорий поженян, булат окуджава, николай панченко, анна ахматова, муса джалиль, петрусь бровка и многие другие. стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. в них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
мусса джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста.
в годы вов написаны сти-я:
м. исаковский "в прифронтовом лесу", "огонек", "девичья песня", "лучше нету того цвету", "услышь меня, хорошая", "снова замерло все до рассвета", "слово о россии", " женщине", "круши, карай неистовую силу! ".
а. фатьянов "на солнечной поляночке", "соловьи", "давно мы дома не были".
а. сурков - цикл стихотворений "письма в далёкое"(куда вошло известное сти-е, котор. стало песней "в землянке").
к. симонов - цикл стихов "с тобой и без тебя", стих-е "родина", "ты помнишь, алеша, дороги ", "убей его! "
а. сурков "россия", "вперёд! в наступленье! назад ни шагу! ", "предчувствие весны".
о. берггольц "февральский дневник" (1942 г. , февраль) , который построен как разговор автора с ленинградцами.
м. светлов "итальянец".
м. алигер "зоя" (поэма) , расказывающая о подвиге московской комсомолки зои космедемьянской.
п. антокольский "сын" (поэма) - поэтический реквием, в котором отец стремился выразить не только свою любовь и горе, но и страдания миллионов отцов и матерей погибших воинов. и еще много-много других.
поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
коль обо мне тебе весть принесут,
скажут: "изменник он! родину предал", –
не верь, дорогая! слово такое
не скажут друзья, если любят меня.
я взял автомат и пошел воевать,
в бой за тебя и за родину-мать.
тебе изменить? и отчизне своей?
да что же останется в жизни моей?
м. джалиль
мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью скоро распространяется на фронтах и в тылу. расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. военная переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. в качестве примера можно прочитать а. твардовского «василий теркин», м. алигер «зоя», п. антокольского «сын». поэма «василий теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. таким образом, поэзия в период вов приобрела огромное значение в культурной жизни народа.
основные жанровые группы военных стихов: лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая, лирико-эпическая (, поэмы). самые известные поэты военного времени: николай тихонов, александр твардовский, алексей сурков, ольга берггольц, михаил исаковский, константин симонов.
потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвалифронтовым, имена их теперь широко известны: михаил львов, александр межиров, юлия друнина, борис слуцкий, константин вашенкин, григорий поженян, б.окуджава, николай панченко, анна ахматова, и многие другие. стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения александра твардовского «партизанам смоленщины»: «встань, весь мой край поруганный, на врага! ».
поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили параллели: «слово о россии» михаила исаковского, «русь» демьяна бедного, «дума о россии» дмитрия кедрина, «поле славы» сергея васильева.
в ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. к тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («родина» к.симонова).
женщине-матери, простой женщине, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - посвятили поэты
(а.твардовский « о товарище»)
в той же тональности звучат стихи м.исаковского « женщине», строки из стихотворения к.симонова «ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…».
суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи а.прокофьева («товарищ, ты видел…»), а.твардовского (« о товарище») и многих других поэтов.
серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. так, муза анны ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. в стихотворении «мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:
«василий теркин» а.твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи великой отечественной. если у а.прокофьева в лиро-эпической поэме «россия» на первом плане образ родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики шумовы) изображены в символически-обобщенной манере, то у твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ василия теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы великой отечественной войны.
в бессмертном образе василия теркина воплотились с особой силой черты национального характера той эпохи. демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов фольклора.
стихотворение к. симонова «ты помнишь, алеша, дороги » (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и родины.
стихотворение «жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. над любовью не властно время, обстоятельства. многократные повторения слова «жди». в первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. словами «жди, » начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание .
а. сурков знаменит стихотворением «бьется в тесной печур¬ке » (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. в трагических обстоятельствах войны («до тебя мне дойти нелегко, / а до смерти че¬тыре шага») моральной опорой человеку служит лю¬бовь («мне в холодной землянке тепло / от твоей нега¬симой любви»).
ух долго писал, хотяб правильно.