Повесть целиком посвящена отношениям между взрослыми (педагогами, родителями) и детьми.
Прелестная притча о том, что наши личные ангелы отдыхают, когда мы заняты полезным делом, и могут в это время другим людям . Но слово отдыхают обозначает здесь не бездельничают, а совсем другое: отвлекаются, переключаются на другую работу. Повествование ведется от лица двух героинь: учительницы начальных классов Маргариты Семеновны (Марсём) и её ученицы Алины. "… дети голодают не только в Африке, но и в наших широтах. А именно – в школе. Им не хватает пищи для внутренней жизни… Только напряженная внутренняя жизнь, считала Марсём, со временем превращает детей в писателей и художников, делает их нервами человечества".
И Марсём даёт пищу душам учеников, доверяя им своё тайное знание.
А начинается повесть так: "Всё могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа". В этом отношении тут сплошное дежавю: папы нет у маленькой Алины, её подруги Наташки; их любимая учительница Марсём и её подруга Лерка тоже в детстве лишились пап из-за развода родителей; без отцов остались Йон, Матвей и Леша Кравчик.
Марсём пишет в дневнике, что хорошо бы развесить лозунги: "Берегите пап. Они - друзья человека! " Или "Исчезновение папы обедняет окрестную фауну и вредит здоровью. Особенно – здоровью мелких человеческих существ".
Ей, как и многим её ученикам, не хватает в жизни надежной опоры: моральной и физической – об этом просто кричит её дневник. Может, поэтому она повесила в классе портрет Януша Корчака – как символ веры и любви. И когда в классе назревает кризис, учительница зовёт на своих друзей-мужчин, которые вовлекают детей в страшную сказку. Ребята сражаются со злом изо всех своих детских сил, и наступает, вроде бы, счастливый конец. "Мы тут с вами насовершали подвигов и теперь знаем, что на это. И если нам в будущем захочется сделать какую-нибудь гадость – а нам захочется! – надо бы про этот опыт вспомнить. Он куда-нибудь вырулить. В какую-нибудь нужную сторону".
взрослыми (педагогами, родителями) и детьми.
Прелестная притча о том, что наши личные ангелы
отдыхают, когда мы заняты полезным делом,
и могут в это время другим людям .
Но слово отдыхают обозначает здесь не
бездельничают, а совсем другое:
отвлекаются, переключаются на другую работу.
Повествование ведется от лица двух героинь:
учительницы начальных классов Маргариты Семеновны
(Марсём) и её ученицы Алины.
"… дети голодают не только в Африке,
но и в наших широтах. А именно – в школе.
Им не хватает пищи для внутренней жизни…
Только напряженная внутренняя жизнь,
считала Марсём,
со временем превращает детей в писателей
и художников, делает их нервами человечества".
И Марсём даёт пищу душам учеников, доверяя
им своё тайное знание.
А начинается повесть так: "Всё могло сложиться
по-другому, если бы у меня был папа".
В этом отношении тут сплошное дежавю:
папы нет у маленькой Алины, её подруги Наташки;
их любимая учительница Марсём и её подруга Лерка
тоже в детстве лишились пап из-за развода
родителей; без отцов остались Йон, Матвей и Леша Кравчик.
Марсём пишет в дневнике, что хорошо бы развесить
лозунги: "Берегите пап. Они - друзья человека! "
Или "Исчезновение папы обедняет окрестную фауну
и вредит здоровью. Особенно – здоровью мелких
человеческих существ".
Ей, как и многим её ученикам, не хватает в жизни
надежной опоры: моральной и физической –
об этом просто кричит её дневник.
Может, поэтому она повесила в классе портрет
Януша Корчака – как символ веры и любви.
И когда в классе назревает кризис, учительница
зовёт на своих друзей-мужчин,
которые вовлекают детей в страшную сказку.
Ребята сражаются со злом изо всех своих
детских сил, и наступает, вроде бы, счастливый
конец.
"Мы тут с вами насовершали подвигов и теперь
знаем, что на это.
И если нам в будущем захочется сделать
какую-нибудь гадость – а нам захочется! –
надо бы про этот опыт вспомнить.
Он куда-нибудь вырулить.
В какую-нибудь нужную сторону".