Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»
Вариант 1
I. ответь на тестовые вопросы( за каждый правильный ответ).
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...»
в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не
годимся»:
а) донской казак Платов б) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут -
все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичу в) Левше
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев
подкованную блоху:
а) за волосья отодрал б) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
а) за большую образованность б) за искусные руки
в) за то, что прельстился на их жизнь
6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
а) тульские мастера
б) казак Платов в) английский полшкипер
7. Кто из художников написал данные иллюстрации к сказу Лескова «Левша»
Вариант 2
I. ответь на тестовые вопросы(за каждый правильный ответ ).
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
б) «Цеховая легенда...»
в) «Легенда о стальной русской блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не
хуже»:
а) донской казак Платов б) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая
правильная, и как верили наш праотцы, точно так же должны верить и потомцы»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичу в) Левше
4. Как поступил донской казак Платов с тульским Левшой, не увидев работы,
выполненной тульскими мастерами:
а) за волосья отодрал б) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
5. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?
а) условия, в которых живут и работают английские мастера
б) в каком состоянии у англичан старые ружья в) как выучить «долбицу
умножения»
6. С какими словами умирает Левша?
а) «у англичан ружья кирпичом не чистят»
б) «наша русская вера самая правильная»
в) «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
7. Кто из художников написал данные иллюстрации к сказу Лескова «Левша»
II. Язык Лескова
В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов.
Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи
А) Б)
легко сочетаются и технические термины, и просторечные выражения. Часто он
переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.
Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть
можно.
8. Задание
Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик(за
каждое правильное толкование ):
«Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля»
«Свистовые побежали, но не с уверкою»
«в три верояции всю кавриль станцевала»
9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов(за каждый пример 2
)
III. Национальная тема в сказе «Левша»
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь( ):
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые
междоусобные разговоры со всякими людьми»;
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;
не порть мне политики»;
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не
могут»
ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой
императора?(до )
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша
не согласился. Приведите примеры его доводов.(до )
12. Напишите, почему косой Левша (в рассказе Лескова) не имеет имени, и
даже прозвище пишется с маленькой буквы( до )
13. Прочитай высказывание
Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или
плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против
народа?».
А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью
1. Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
Ответ: Вариант а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
Обоснование: Мы выбираем ответ а), так как это точно соответствует подзаголовку, указанному в вопросе.
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:
Ответ: Вариант в) император Николай Павлович
Обоснование: Мы выбираем ответ в), так как в тексте указано, что эти слова были сказаны государем Николаем Павловичем.
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
Ответ: Вариант в) Левше
Обоснование: Мы выбираем ответ в), так как в тексте указано, что эта мысль принадлежит Левше.
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:
Ответ: Вариант б) обнял его и поцеловал
Обоснование: Мы выбираем ответ б), так как в тексте указано, что государь Николай Павлович обнял и поцеловал Левшу.
5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу:
Ответ: Вариант б) за искусные руки
Обоснование: Мы выбираем ответ б), так как в тексте указано, что англичане заинтересовались Левшей из-за его искусных рук.
6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»:
Ответ: Вариант б) казак Платов
Обоснование: Мы выбираем ответ б), так как в тексте указано, что казак Платов сказал эти слова о Левше.
7. Кто из художников написал данные иллюстрации к сказу Лескова «Левша»:
Ответ: Этот вопрос не имеет ответа, так как не указано, какие иллюстрации и кем они были написаны.
II. Язык Лескова:
8. Задание:
«Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля» - значит, оставайся здесь до тех пор, пока самого Петербурга не будет, как козел или пуб.
«Свистовые побежали, но не с уверкою» - значит, они побежали, но не с полной уверенностью или уверкой.
«в три верояции всю кавриль станцевала» - значит, она (кавриль) станцевала в три разных верояции.
9. Примеры образования слов:
- «двухсестная» - создается путем замены "коляска" на "сестя", означающую место для двух людей.
- «пистологонер» - создается путем замены "артиллерист" на "пистологонер", сочетая слова "пистолет" и "гонер" (в данном случае, артиллерист).
III. Национальная тема в сказе «Левша»:
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:
- «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми» - говорится о государе Николае Павловиче.
- «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может» - говорится о государе Николае Павловиче.
- «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко» - говорится о государе Николае Павловиче.
- «Не порть мне политики» - говорится о государе Николае Павловиче.
- «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» - говорится о государе Николае Павловиче.
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов:
- Левша сказал, что родная земля для него гораздо важнее, чем богатство и развлечения в Англии.
- Он также указывал на то, что его мастерство и умение нужны на Родине, чтобы помогать развиваться и процветать ее промышленности.
12. Напишите, почему косой Левша (в рассказе Лескова) не имеет имени, и даже прозвище пишется с маленькой буквы:
- Косой Левша не имеет имени, так как он представляет собой типичного русского ремесленника, которого можно встретить во многих городах. Отсутствие имени подчеркивает его обычность и одновременно уникальность владения