Контрольная работа по (10 класс) за i полугодие
вариант 1
часть 1
закончите предложение, выбрав правильный ответ
реализм – это направление в и искусстве, деятели которого…
1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой
2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского
служения
3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности
4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «я».
2. определите направление:
возникло в конце xviii века — первой половине xix века. характеризуется утверждением
самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую
бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм
3. афоризм – это
а) выразительная ироническая характеристика
б) художественное обоснование поступков персонажей
в) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую
мудрость или нравоучение
г) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся для создания колорита.
4. идея художественного произведения – это
а) авторское понимание темы б) главная мысль произведения
в) основная проблема произведения г) последовательность событий, описываемых в
произведении.
5. гипербола – это
а) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном
приуменьшении
б) изображение неодушевленных ил абстрактных предметов, при котором они наделяются
свойствами живых существ
в) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества.
6. какой троп можно определить как замену одного слова другим на основе связи и
значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»)?
а) гипербола б) метафора в) гротеск г) литота д) метонимия.
7. соотнесите направление и жанры произведений:
а) классицизм 1. , роман, новелла
б) сентиментализм 2. ода, басня, комедия, трагедия
в) романтизм 3. элегия, роман в письмах, повесть
8. главным оружием м.е. салтыкова-щедрина является
а) реальное изображение действительности
б) смех
в) яркое изображение характеров
9. как называется город в повести м.е. салтыкова-щедрина « одного города»?
а) умнов б)дурнев в) весельев г) глупов
10. общественный смысл романа и.а. гончарова «обломов» заключается в:
а) критике дворянства и крепостничества
б) идеализация буржуазии как класса
в) утверждение человека как личности
11. авторским идеалом в романе и.а. гончарова «обломов» является:
а) обломоа б) штольц в) захар г) ольга ильинская
12. укажите, какую роль выполняют внесюжетные персонажи (посетители обломова)
в 1-й части романа и.а. гончарова «обломов»:
а) оживляют вялое течение романа; б) олицетворяют суету петербургской жизни;
в) незаметно для героя меняют его жизнь; г) понять характер главного героя.
13. по какому принципу вводятся образы обломова и штольца в роман?
а) по принципу сравнения; б) по принципу антитезы (противопоставления);
в) по принципу дополнения; г) по принципу сопоставления.
14. деталь, отражающая особенность образа жизни обломова:
а) галстук б) сюртук в) халат г) шляпа
15. ольга ильинская и штольц, вспоминая обломова, отмечают в нём то, что «дороже
всякого ума»:
а) добрый характер б) мягкость души
в) честное, верное сердце г) умение не вмешиваться в чужую жизнь
16. основа конфликта романа и.с. тургенева «отцы и дети»:
а) ссора между п.п. кирсановым и е. базаровым
б) борьба между либеральными монархистами и народом
в) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
г) конфликт между н.п. кирсановым и е. базаровым.
17. споры героев романа и.тургенева «отцы и дети» велись вокруг разных вопросов,
волновавших общественную мысль россии. найдите лишнее:
а) об отношении к культурному наследию б) об искусстве, науке
в) о нравственных принципах и системе поведения человек г) о положении рабочего класса.
18. кому адресовано посвящение романа «отцы и дети»:
а) а. герцену б) в.г. белинскому в) н.а. некрасову г) а.с. пушкину
19. в отрывке из поэмы «медный всадник»:
ещё кипели злобно волны,
как бы под ними тлел огонь,
ещё их пена покрывала,
и тяжело нева дышала,
как с битвы прибежавший конь.
а.с. пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:
1) гипербола, метафора, оксюморон 2) метафора, эпитет, сравнения, олицетворение
3) аллегория, олицетворение, перифраз 4) эпитеты, сравнения, антитеза
20. определите художественно-выразительное средство
лениво дышит полдень мглистый,
лениво катится река…
а) литота б) анафора в) инверсия
часть 2
… - определённая организация, построение текста, расположение его частей.
… - средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого
Часть 1.
1. 1
2. В
3. В
4. Б
5. В
6. Д
7. классицизм: ода, басня, комедия, трагедия
Сентиментализм: элегия, роман в письмах, повесть
Романтизм: баллада, исторический роман, новелла
8. Б
9.Г
10.А
11.Г
12.Б
13. Б
14.В
15.В
16.В
17.В
18.Б
19.Б
20.Б
Часть 2:
Композиция
Инверсия
Объяснение: