Комплексный анализ прозаического текста (рассказ)
С.С. Говорухин
Ощущение родины

План анализа
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему, идею текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Композиция текста. (Композиция – это то, как построено само произведение. В нее входят завязка (начало действий), развитие действий (когда основные события начинают нарастать), кульминация (самая интересная часть в любой повести или романе, происходит наивысшее напряжение действий), развязка (окончание действий).

14. Сюжет художественного произведения.( Нужно лишь кратко, всего лишь в нескольких предложениях описать главные основные и ключевые события, произошедшие в произведении).
15. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
16. Понаблюдайте над лексикой текста.
17. Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры и т.д.).

18. Художественное своеобразие. ( Необходимо описать свойства произведения, его неповторимые черты, особенности, то есть то, что отличит его от другого произведения).

19. Значение произведения. ( План анализа любого произведения должен заканчиваться описанием его значения, а также отношения самого читателя к нему. Здесь нужно сказать, как оно повлияло на общество, что донесло до людей, понравилось ли вам как читателю, что вы сами вынесли для себя из него. Значение произведения – это как небольшой вывод в конце анализа).

андрей2149 андрей2149    1   18.05.2020 09:15    334

Другие вопросы по теме Литература