Когда-нибудь сощуришь глаз, наполненный теплынью ясной, меня увидишь без прикрас, не испугавшись в этот раз моей угрозы неопасной. оправишь волосы, и вот тебе покажутся смешными и хитрости мои, и имя, и улыбающийся рот. припомнит пусть твоя ладонь, как по лицу меня ласкала. да, я придумывал огонь, когда его кругом так мало. мы, рукотворцы тьмы, огня, тоски угадываем зрелость. свидетельствую - ты меня опутала, как мне хотелось. опутала, как вьюн в цвету опутывает тело дуба. вот почему, должно быть, чту и голос твой, и простоту, и чуть задумчивые губы. и тот огонь случайный чту, когда его кругом так мало, и не хочу, чтоб, вьюн в цвету, ты на груди моей завяла. все утечет, пройдет, и вот тебе покажутся смешными и хитрости мои, и имя, и улыбающийся рот, но ты припомнишь меж другими меня, как птичий перелет. (павел васильев)
вся ситцевая, летняя приснись,
твое позабываемое имя
отыщется одно между другими.
таится в нем немеркнущая жизнь:
тень ветра в поле, запахи листвы,
предутренняя свежесть побережий,
предзорный отсвет, медленный и свежий,
и долгий посвист птичьей тетивы,
и темный хмель волос твоих еще.
глаза в дыму. и, если сон приснится,
я поцелую тяжкие ресницы,
как голубь пьет - легко и горячо.
и, может быть, покажется мне снова,
что ты опять ко мне попалась в плен.
и, как тогда, все будет бестолково -
веселый зной загара золотого,
пушок у губ и юбка до колен.
.(павел васильев)
в чем сходство и различие, стихотворений не менее 3 аргументов.
С х о д с т в о:
- оба стихотворения принадлежат одному автору - Павлу Васильеву;
- лирический герой в обоих - мужчина, от его имени ведется повествование.;
- оба стихотворения написаны ямбом, первое - четырехстопным, второе - пятистопным;
- описывается, похоже, одна героиня. В ее облике выделяются глаза и волосы. В первом стихотворении она может сощурить глаза, во втором "глаза в дыму" целует герой. "Оправишь волосы" и "вьюн в цвету" - в первом, а во втором - "темный хмель (лиана!) волос!". Лирическая героиня ассоциируется со свежестью, молодостью, с природными объектами и явлениями.
- обоих стихотворениях есть образ птицы. В первом - "птичий перелет", во втором - "птичья тетива"(метафора косяка летящих птиц) и голубь.
Р а з л и ч и е:
- в первом стихотворении развитие отношений, во втором - воспоминания о них.
- первом лирический герой понимает, что разрыв неизбежен ("Все утечет, пройдет"), но он не хочет этого ("И не хочу, чтоб, вьюн в цвету, / Ты на груди моей завяла "). Во втором - героиня может только присниться, причем, одна из многих.
- в первом герой надеется, что героиня будет его вспоминать, во втором вспоминает ее сам.
- в первом стихотворении лирический герой ощущает себя контролирующим отношения ("Да, я придумывал огонь, / Когда его кругом так мало". "...ты меня / Опутала, как мне хотелось" ). Во втором понимает, что он чего-то не учел и все не так представлял ("...покажется мне снова, / Что ты опять ко мне попалась в плен.")