Карточка № 2 « встречи порфирия с раскольниковым — это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому что они проходят «не по форме», а потому, что они нарушают самые основы традиционного типа взаимоотношений следователя и преступника. все три встречи — замечательные полифонические диалоги» (м. м. бахтин) [они] «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. первая встреча намечает нам характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. вторая встреча — интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания николая и посещения «мещанина». заключается она смелым заявлением раскольникова: «теперь мы еще поборемся». третье действие — встреча противников в комнате раскольникова — завершается неожиданной катастрофой: < > с «серьезной и миной» порфирий представляет раскольникову все выгоды добровольного покаяния». (к. к. истомин) 1. опираясь на выше высказывания, объясните развитие действий в этих трех сценах, раскройте мотивы поведения преступника и следователя. 2. какова роль этих сцен в романе?
Первая встреча установляет характер и тему борьбы, а также представляет главных героев трагедии. В этой сцене можно заметить, что Раскольников пытается держаться настороже, он ожидает обычных следственных действий, но Порфирий ведет себя по-другому. Он дает Раскольникову ощущение, что он заранее знает о его преступлении. Это вызывает непонимание и удивление у Раскольникова, и он начинает чувствовать себя более уязвимым. Порфирий исследует его мотивы, его мысли и эмоции, и тем самым подходит к пониманию Раскольникова.
Вторая встреча является точкой кульминации в истории. Здесь интрига достигает своей наивысшей точки напряжения. Раскольников учитывает свои ошибки и начинает воспринимать ситуацию иначе. Его уныние уходит после неожиданного признания Николая и посещения "мещанина". После этого Раскольников произносит знаменитую фразу: "теперь мы еще поборемся". Это отражает его решимость сопротивляться и бороться за свои идеи. В этой сцене разворачивается сложная игра между Раскольниковым и Порфирием, где Раскольников стремится сохранить свою силу и достоинство, а Порфирий пытается нарушить его психологическое равновесие.
Третья встреча происходит в комнате самого Раскольникова и заканчивается неожиданной катастрофой. Здесь Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния, используя свои наблюдения и доказательства. Он пытается убедить Раскольникова отказаться от своих идей и принять наказание. Эта встреча заканчивается кульминацией, где Раскольников приходит к пониманию своих ошибок и осознает необходимость покаяния.
Раскольников, в качестве преступника, мотивируется своими идеями о "высшей справедливости" и осуществлении своих планов. Он готов совершить преступление ради своих убеждений. Однако, в ходе встреч с Порфирием, его мотивы и мысли начинают меняться. Он осознает свою вину и понимает, что не может избежать ответственности за свои действия.
Порфирий, как следователь, пытается понять Раскольникова, его мотивы и судить его по справедливости. Он использует различные методы, чтобы заставить Раскольникова задуматься о своих преступлениях и принять покаяние. Порфирий стремится разоблачить Раскольникова и показать ему путь к истинному освобождению.
Роль этих сцен в романе заключается в том, что они являются ключевыми моментами, где происходят важные изменения в развитии сюжета и эволюции главных персонажей. В этих сценах мы видим внутренний мир Раскольникова, его борьбу с самим собой и изменения в его мотивах и мыслях. Кроме того, эти встречи позволяют нам погрузиться в сложные психологические аспекты и эмоции героев, а также понять их характеры и мотивы. Таким образом, эти сцены играют важную роль в общем контексте романа и вносят существенный вклад в его глубину и сложность.