Карточка № 1
На во Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?
2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?
Карточка № 2
Режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова — это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено».
1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников — «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова — «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?
Карточка № 3
«Многие герои Достоевского, совершившие выбор. Победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.
Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.
Свободный человек становится рабом им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, от реальной жизни, но и от мира других людей».
Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Достоевский и современность. 1929.
1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?
2. В каких сценах особенно?
3. Дайте свой комментарий к одной из таких сцен.
Карточка № 4
«Если трагедия Раскольникова — лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову... И еще хуже...» (В. Я. Кирпотин)
1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?
2. На что еще был готов Раскольников?
3. В самом деле, «как понять» такую «трагедию совести» героя Достоевского?
Карточка № 5
Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «...на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому — трагедия».
1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения не дает покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.
2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?
1. Эти слова были произнесены Мармеладовым в романе "Преступление и наказание" в его домашней обстановке, перед Раскольниковым. Это произошло в пьяном состоянии Мармеладова, когда он высказывает свою философию жизни и борется с чувством отчаяния. Место и время произнесения этих слов отражают драматическое состояние Мармеладова и его невозможность найти место и смысл в жизни.
2. В романе есть персонажи, у которых есть возможность найти куда-то, например, Соня и Разумихин. Они образуют отличие от персонажей, у которых таких возможностей нет, например, Мармеладова и Катерины Ивановны. Судьбы этих персонажей отличаются, так как те, у кого есть куда пойти, обнаруживают свою силу и борются с трудностями, в то время как те, у кого нет такой возможности, страдают и остаются в безвыходном положении.
3. В этих словах основной смысл романа состоит в том, что каждому человеку нужно иметь возможность найти место и смысл в жизни. Если человек не может найти куда-то, то он становится отчаянным и безнадежным, так как людям нужно иметь цель и мотивацию для жизни. Это отражает и происходящее с Раскольниковым, который также ищет смысл и свою позицию в жизни.
Карточка № 2:
1. Можно согласиться с тем, что Раскольников является "заблудшей душой". Это вызвано причинами, такими как его философские размышления о "сверхчеловеке", его обособленность и конфликт с обществом. Он стремится доказать свою избранность и свободу от общепринятых моральных норм, что приводит его к совершению преступления.
2. История Раскольникова является "развеянным мифом о сверхчеловеке", так как он стремится превзойти обычных людей и жить по своим правилам, не придерживаясь никаких ограничений или законов. Он считает себя избранным, кому все дозволено.
Карточка № 3:
1. Характеристика героев Достоевского, которые попадают под неограниченную власть своего выбора, также может быть отнесена к Раскольникову. Он свободно принимает решение о совершении преступления и после этого он становится пленником своего выбора, с которым он не может бороться.
2. Особенно эта характеристика проявляется в сценах, где Раскольников сталкивается с последствиями своего преступления, например, когда он чувствует вины и живет в страхе быть раскрытым.
3. В одной из таких сцен, Раскольников сталкивается с разорением и безысходностью своей семьи. Он осознает, что его выбор и преступление сильно повлияли на судьбы близких ему людей. Эта сцена показывает, как выбор может привести к мучениям и страданиям не только самому герою, но и тем, кто его окружает.
Карточка № 4:
1. Раскольников готов "обрушить топор" на голову своей сестры, Дунечки, после совершения преступления. Это вызвано его страхом быть раскрытым и использованием Дунечки, чтобы скрыть свое преступление.
2. Раскольников был готов на другие преступления, чтобы защитить себя и свое преступление. Например, он был готов убить свидетеля, который мог раскрыть его преступление, и готовился к убийству себя.
3. "Трагедия совести" героя Достоевского может быть понята как конфликт между его желанием скрыть преступление и его совестью, которая мучает его за его преступление. Раскольников ощущает внутреннюю борьбу и пытается найти путь к искуплению своих грехов.
Карточка № 5:
1. Можно согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения продолжает мучить Раскольникова в течение всего романа. Он не может найти покоя и мир с самим собой, так как его поступок противоречит его внутренним убеждениям о морали и справедливости.
2. Убийство свидетельствует о невозможности примирения с действительностью, так как Раскольников пытается изменить существующий порядок вещей, превзойти общепринятые правила и показать свою избранность. Однако, Достоевский на примере других героев романа показывает, что есть третий путь разрешения этой проблемы, который заключается в признании своих ошибок, их понимании и постепенном искуплении.