Какую роль в повести Пушкина «Станционный смотритель» играет притча о блудном сыне? Можно ли сопоставить жизнь блудного сына и жизнь Дуни(блудной дочери)? Сравните финал притчи и финал повести.
осле своего воцерковления А.С. Пушкин стал активно использовать библейские сюжеты в своих произведениях. "Повести Белкина", написанные им в Болдинскую осень, не являются исключением.
Рассмотрим самую, по моему мнению, яркую и интересную с точки зрения нравственности, повесть "Станционный смотритель".
ПеРед прочтением этого текста необходимо, конечно, же ознакомиться (если вдруг читатель не знаком) с текстом Притчи о блудном сыне. Возьмем Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 до 32.
Теперь мы можем сравнить этот сюжет с литературной обработкой, которую предлагает нам А.С. Пушкин (ссылка на текст "Станционный смотритель" А.С. Пушкина).
С самого начала повествования рассказчик знакомит нас с домом Самсона Вырина, станционного смотрителя. Оказывается, что стены украшены картинками с сюжетом Евангельской притчи "О блудном сыне":
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
В повествовании место блудного сына занимает Дуня, дочь станционного смотрителя. Рассказанную автором историю следует трактовать именно исходя из притчи, чтобы понять смысл происходящих событий глубже и вернее.
Так, например, становится очевидным, что Дуня находится в доме Минского на правах содержанки, ведет жизнь падшей женщины. Сравним: "он (блудный сын) сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами" и "В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы". Очевидно, что эти две сцены (одна на картинках в доме Самсона Вырина, а другая - в доме Дуни) зеркально отражают друг друга.
Теперь нам становится понятно беспокойство и отчаяние отца, желание нравственно погибающего ребенка. В евангельской притче отец бежит навстречу возвращающемуся блудному сыну, а у Пушкина - отец бежит за блудным сыном, чтобы его. Самсон Вырин становится похожим на доброго пастыря, ищущего отбившуюся от стада овечку. Но невозможно человека без его собственного желания на то. Дуня, проявляя свободную волю, выбирает грех, нравственное падение и моральную смерть. Самсон Вырин умирает в повести физически, а Дуня - духовно. Последняя сцена на могиле относится к ним обоим в одинаковой мере и степени.
В последних сценах Дуня окончательно теряет свое доброе имя и становится просто "барыней", живущей в материальном мире, мире денег: "и дала мне пятак серебром", "призвала попа, дала ему денег и поехала".
Следует сказать о том, что сюжет притчи о блудном сыне является очень важным в литературе, искусстве (см., например, знаменитая картина Рембрандта "Возвращение блудного сына") и в нашей жизни. Каждый из нас в той или иной мере является "блудным сыном", избегающим вести чистую и нравственную жизнь, соблюдать библейские заповеди, слушаться наставлений и мнений родителей.
Но притча о блудном сыне не является грустной или безнадежной, так как возвращение и покаяние доступно нам всегда, до тех пор пока мы еще живы.
осле своего воцерковления А.С. Пушкин стал активно использовать библейские сюжеты в своих произведениях. "Повести Белкина", написанные им в Болдинскую осень, не являются исключением.
Рассмотрим самую, по моему мнению, яркую и интересную с точки зрения нравственности, повесть "Станционный смотритель".
ПеРед прочтением этого текста необходимо, конечно, же ознакомиться (если вдруг читатель не знаком) с текстом Притчи о блудном сыне. Возьмем Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 до 32.
Теперь мы можем сравнить этот сюжет с литературной обработкой, которую предлагает нам А.С. Пушкин (ссылка на текст "Станционный смотритель" А.С. Пушкина).
С самого начала повествования рассказчик знакомит нас с домом Самсона Вырина, станционного смотрителя. Оказывается, что стены украшены картинками с сюжетом Евангельской притчи "О блудном сыне":
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
В повествовании место блудного сына занимает Дуня, дочь станционного смотрителя. Рассказанную автором историю следует трактовать именно исходя из притчи, чтобы понять смысл происходящих событий глубже и вернее.
Так, например, становится очевидным, что Дуня находится в доме Минского на правах содержанки, ведет жизнь падшей женщины. Сравним: "он (блудный сын) сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами" и "В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы". Очевидно, что эти две сцены (одна на картинках в доме Самсона Вырина, а другая - в доме Дуни) зеркально отражают друг друга.
Теперь нам становится понятно беспокойство и отчаяние отца, желание нравственно погибающего ребенка. В евангельской притче отец бежит навстречу возвращающемуся блудному сыну, а у Пушкина - отец бежит за блудным сыном, чтобы его. Самсон Вырин становится похожим на доброго пастыря, ищущего отбившуюся от стада овечку. Но невозможно человека без его собственного желания на то. Дуня, проявляя свободную волю, выбирает грех, нравственное падение и моральную смерть. Самсон Вырин умирает в повести физически, а Дуня - духовно. Последняя сцена на могиле относится к ним обоим в одинаковой мере и степени.
В последних сценах Дуня окончательно теряет свое доброе имя и становится просто "барыней", живущей в материальном мире, мире денег: "и дала мне пятак серебром", "призвала попа, дала ему денег и поехала".
Следует сказать о том, что сюжет притчи о блудном сыне является очень важным в литературе, искусстве (см., например, знаменитая картина Рембрандта "Возвращение блудного сына") и в нашей жизни. Каждый из нас в той или иной мере является "блудным сыном", избегающим вести чистую и нравственную жизнь, соблюдать библейские заповеди, слушаться наставлений и мнений родителей.
Но притча о блудном сыне не является грустной или безнадежной, так как возвращение и покаяние доступно нам всегда, до тех пор пока мы еще живы.
Объяснение: