Великий вклад Мигеля Сервантеса в мировую литературу составляет роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (см. его анализ). Первый том романа вышел в 1605 г. Вторая часть вышла в 1615 г.
Мигель Сервантес
Портрет Мигеля де Сервантеса Сааведры. 1600
Идейный смысл этого произведения глубок и многообразен. Как бы насмехаясь над старинными рыцарскими романами, автор изобразил главного героя безумцем, потерявшим рассудок от их чтения. Сервантес построил историю его приключений как комическую эпопею – пародию на рыцарский роман (насмешливое подражание ему). Однако Сервантес развернул в «Дон Кихоте» широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании и насытил его гуманистическими идеями. Дон Кихот вырастает у него в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости; наряду с комическим безумием он обнаруживает высокую мудрость. Отсюда двойственность образа.
Влияние сказочных рыцарских романов, нереальное представление о жизни, почерпнутое из них, доведены в Дон Кихоте до степени невероятного, до гротеска (причудливое преувеличение). Бедный деревенский идальго (мелкий рыцарь), он пытается построить свою жизнь наподобие рыцарского странствия, какие описывались в книгах. Однако каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительностью.
Героя зовут Алонсо Кихано; он придумывает себе рыцарское имя Дон Кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь Печального Образа. Тощую клячу он объявляет рыцарским конем и дает ему имя Россинант. Скотницу из соседней деревни его фантазия превращает в прекрасную даму Дульсинею Тобосскую, в честь которой он намерен совершить рыцарские подвиги. Постоялый двор Дон Кихот принимает за феодальный замок, где желает быть посвященным в рыцари; медный таз цирюльника – за волшебный золотой шлем.
Дон Кихот.
Каждый «подвиг» кончается для Дон Кихота плачевной и в то же время комической неудачей: он оказывается избитым или даже искалеченным. В конце произведения Дон Кихот, возвращенный домой стараниями друзей, перед смертью исцеляется от своего безумия, снова превращается в Алонсо Кихано и объявляет, что «ныне ему претят богомерзкие книги о странствующем рыцарстве». Он составляет завещание, по которому его племянница будет лишена наследства, если выйдет замуж за человека, читавшего рыцарские романы.
Образ Дон Кихота в романе Сервантеса
Великий вклад Мигеля Сервантеса в мировую литературу составляет роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (см. его анализ). Первый том романа вышел в 1605 г. Вторая часть вышла в 1615 г.
Мигель Сервантес
Портрет Мигеля де Сервантеса Сааведры. 1600
Идейный смысл этого произведения глубок и многообразен. Как бы насмехаясь над старинными рыцарскими романами, автор изобразил главного героя безумцем, потерявшим рассудок от их чтения. Сервантес построил историю его приключений как комическую эпопею – пародию на рыцарский роман (насмешливое подражание ему). Однако Сервантес развернул в «Дон Кихоте» широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании и насытил его гуманистическими идеями. Дон Кихот вырастает у него в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости; наряду с комическим безумием он обнаруживает высокую мудрость. Отсюда двойственность образа.
Влияние сказочных рыцарских романов, нереальное представление о жизни, почерпнутое из них, доведены в Дон Кихоте до степени невероятного, до гротеска (причудливое преувеличение). Бедный деревенский идальго (мелкий рыцарь), он пытается построить свою жизнь наподобие рыцарского странствия, какие описывались в книгах. Однако каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительностью.
Героя зовут Алонсо Кихано; он придумывает себе рыцарское имя Дон Кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь Печального Образа. Тощую клячу он объявляет рыцарским конем и дает ему имя Россинант. Скотницу из соседней деревни его фантазия превращает в прекрасную даму Дульсинею Тобосскую, в честь которой он намерен совершить рыцарские подвиги. Постоялый двор Дон Кихот принимает за феодальный замок, где желает быть посвященным в рыцари; медный таз цирюльника – за волшебный золотой шлем.
Дон Кихот.
Каждый «подвиг» кончается для Дон Кихота плачевной и в то же время комической неудачей: он оказывается избитым или даже искалеченным. В конце произведения Дон Кихот, возвращенный домой стараниями друзей, перед смертью исцеляется от своего безумия, снова превращается в Алонсо Кихано и объявляет, что «ныне ему претят богомерзкие книги о странствующем рыцарстве». Он составляет завещание, по которому его племянница будет лишена наследства, если выйдет замуж за человека, читавшего рыцарские романы.
Объяснение: