«Бесы» – одно из самых завораживающих стихотворений Пушкина. Не “чарующих”, а именно завораживающих – как будто тема бесовства, заглавная для этого стихотворения, выплёскивается из текста и втягивает читателя в свой круговорот. Почему?
Стихотворение, на первый взгляд, имеет ясную привязку к времени года. Совершенно очевидно, что это зима, зимняя буря: “снег летучий”, “вьюга”, “дороги занесло”, “белеющие равнины”... Однако, как известно, черновой вариант стихотворения приблизительно датируется летом – осенью 1829 года, а окончательный текст – 7 сентября 1830 года, то есть началом знаменитой болдинской осени. Начинается самое спокойное, торжественное и любимое поэтом время года, “унылая пора, очей очарованье”. Откуда же тогда взялись в «Бесах» зима и сумасшедший ритм метели? С временными ориентирами в «Бесах» вообще плохо.
«Бесы» – одно
из самых завораживающих стихотворений Пушкина.
Не “чарующих”, а именно завораживающих – как
будто тема бесовства, заглавная для этого
стихотворения, выплёскивается из текста и
втягивает читателя в свой круговорот. Почему?
Стихотворение, на первый
взгляд, имеет ясную привязку к времени года.
Совершенно очевидно, что это зима, зимняя буря:
“снег летучий”, “вьюга”, “дороги занесло”,
“белеющие равнины”... Однако, как известно,
черновой вариант стихотворения приблизительно
датируется летом – осенью 1829 года, а
окончательный текст – 7 сентября 1830 года, то есть
началом знаменитой болдинской осени. Начинается
самое спокойное, торжественное и любимое поэтом
время года, “унылая пора, очей очарованье”.
Откуда же тогда взялись в «Бесах» зима и
сумасшедший ритм метели? С временными
ориентирами в «Бесах» вообще плохо.